В июле 2015 Президент России подписал Федеральный Закон об образовании 273 с внесенными в него изменениями. Прошлая редакция была принята 21 декабря 2012 г.
Данный законопроект обеспечивает каждому гражданину России гарантированное Конституцией право на получение образования в нашей стране. Рассмотрим, какие же изменения были в него внесены.
Изменения:
- Был продлен срок оформления документации для школьных учреждений и вузов до 2017 г. В частности, у этих структур есть в запасе еще год, чтобы должным образом оформить свою лицензию и пройти аккредитацию.
- Также победители олимпиад могут пользоваться еще 4 года своими достижениями при поступлении в высшие учебные заведения России.
- Претерпела изменения и образовательная система. Так, дошкольные учреждения теперь причислены к 1-му уровню профессионального учения.
Содержание
- 0.1 Виды образования в РФ по новому закону
- 0.2 Методический день учителя по новому закону 273
- 0.3 Статья 273 ФЗ об образовании в Российской Федерации
- 0.4 Календарный учебный график 2016
- 0.5 Требования к рабочей программе
- 0.6 Обязанности родителей по закону
- 1 Методический день учителя по новому закону об образовании в рф
- 2 Методический день учителя
- 2.1 Как оформляется методический день?
- 2.2 Похожие документы:
- 2.3 Методические дни: право или привилегия?
- 2.4 Каким документом установлен методический день педагогическим работникам школ? Методический день – это выходной или свободный день? Имеет ли право администрация школы вызывать учителя на работу, если в его методический день проводятся общешкольные мероприятия? Обязан ли директор школы давать учителю отгулы, если он по своей инициативе проводил в свой методический день мероприятия?
- 2.5 Методический день для педагога
- 3 Методический день: кому, для чего и как предусматривают – ГБОУ ДПО ИПКРОРИ
- 4 Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?
- 4.1 36 часов в неделю или ненормированный день?
- 4.2 Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:
- 4.3 Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?
- 4.4 Что такое методический день у учителя?
- 4.5 Окна в расписании
- 4.6 Каникулярное время и карантин, актированные дни
- 4.7 Выйти на больничный учителю
- 4.8 Единственная радость учителя
- 4.9 Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права
Виды образования в РФ по новому закону
По новому закону (статья 10, 273 ФЗ Росскийской Федерации с изменениямиФ 2016) виды образования в нашей стране подразделяются на четыре уровня обучения:
- 1. Дошкольное
- 2. Общее начальное
- 3. Основное общее
- 4. Общее среднее.
Ступени профессионального получения знаний следующие:
- 1. Среднее профессиональное
- 2. Высшее – бакалавриат
- 3. Высшее – специалитет, магистратура
- 4. Подготовка высшей кадровой квалификации.
Методический день учителя по новому закону 273
Согласно статье 46 Федерального закона в новой редакции, педагогической деятельностью имеют право заниматься лица, прошедшие соответствующую специальную подготовку в учебных заведениях высшего и профессионального порядка. Регулярно педагогический состав должен осуществлять повышение своей квалификации.
Отдельный пункт статьи 49 гласит, что аттестация работников сферы образования должна осуществляться не менее, чем один раз в пять лет. Кроме того, существует, так называемая, промежуточная аттестация, которая проводится практически каждый год.
Составлением своего рабочего плана для обучающихся занимается учитель. Для этого ему отводится специальный методический день, в который педагог составляет учебные планы занятий и подгоняет свои дела.
Статья 273 ФЗ об образовании в Российской Федерации
Закон 273 – это важный документ, регулирующий общественные отношения в сфере образовательного процесса. Этот действующий нормативный правовой акт находится в свободном доступе на официальном сайте Министерства образования, текст приведен со всеми последними дополнениями.
Также читать его краткое содержание, особенности и основные положения можно бесплатно в онлайн режиме на ресурсе Википедия. На сайтах в интернете дано разъяснение такому понятию, как ФГОС – что это такое, с ответами и картинками.
В частности, там говорится, что фгос (или образовательный стандарт) – это свод требований к обучению и уровню подготовки педагогического состава. Этот документ одобрен органом федеральной власти нашего государства.
Календарный учебный график 2016
Календарный учебный график 2016 разрабатывается учительским составом на основе статье 32 Закона об образовании в Российской Федерации. Он выделяет две части образовательной системы, в которых кратко излагается план на предстоящий учебный год. Также в акте обязательно указывается дата, когда он был принят.
Требования к рабочей программе
В ФЗ 273 Об образовании в Российской Федерации определены требования к рабочей программе, устав образовательных учреждений, обязанности педагогов, родителей и учащихся.
Согласно закону, все дети имеют право на знание, реализация которого возложена прежде всего на школы. Гарант этого права – Конституция РФ. В программе к учебному процессу также включены поправки, касающиеся лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся должен обязательно посещать школу, пропуск занятий не должен иметь место без уважительной на то причины. Также ученик обязан следить за состоянием своего здоровья, личной гигиеной, соблюдением дисциплины и правил поведения в обществе.
Обязанности родителей по закону
В обязанности родителей входит:
- Забота о физическом, моральном, духовном и интеллектуальном росте своих детей.
- Обеспечение подрастающего поколения всем необходимым для активного и полноценного развития.
- Уважение ребенка, как личности, соблюдение всех его прав.
В свою очередь дети также наделены определенными обязательствами согласно ФЗ 273 Об образовании в Российской Федерации – хорошо учиться, слушаться старших, не нарушать дисциплину в школе и классе, аккуратно вести конспекты уроков, помогать своим родителям, активно включаться в общественные школьные мероприятия.
Закон об образовании РФ в последней редакции 2016 скачать бесплатно можно тут:
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
- 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.
Источник: https://ogic.ru/zakony/273-fz-ob-obrazovanii-v-rf-poslednyaya-redakciya-na-2016-god.html
Методический день учителя по новому закону об образовании в рф
Что такое методический день учителя? Если он не оплачивается, то является ли этот день методическим? Ведь тарификация рассчитана только на часы, которые проводятся в учебные дни. Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.
08 Сентября 2015, 15:46 Светлана, г. Ярославль
Ответы юристов (1)
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя — 36 часов.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:
п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.
п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.
1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (
нормируемая часть), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.
Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.
Такого, о чем Вы говорите, нет в действующем законодательстве.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Имеет ли право преподаватель на методический день?
Законодательство понятие “методический” день не предусматривает вообще. Как следствие – законодательными нормами наличие или отсутствие подобного дня не определено.
Однако, во внимание можно принять Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 22.05.2008г.
№1168-6-1 “Об учете “методического дня” в табеле рабочего времени”, согласно которому время, когда преподаватель не ведет занятия, но выполняет другую работу, предусмотренную его трудовым договором или должностной инструкцией (в том числе методическую), в табеле учета рабочего времени следует отражать как “рабочее”.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что время когда преподаватель осуществляет методическую работу включается в общее рабочее время.
Помимо этого, можно принять во внимание Приказ Минобороны РФ от 12 марта 2003 г.
N 80 “Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации” согласно которому методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего, преподавательского состава.
Несмотря на то, что данный приказ не относится напрямую к понятию и регулированию методической работы и методических дней в общегражданских ВУЗах, тем не менее на основе него можно сделать теоритический вывод о том, что методический день – это время которое включается в рабочее и выделяется преподавателю для совершенствования своей деятельности.
Скорее всего, количество и частота включения методических дней в расписание преподавателей регулируется внутренними нормативными актами вашего ВУЗа.
Источник: http://zakonosfera.ru/cat-num-12/metodicheskiy-den-uchitelya-po-novomu-zakonu-ob-obrazovanii-v-rf.php
Методический день учителя
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июля 2006 г. N 8110
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 марта 2006 г. N 69
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст.
560) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст.
1289; 2005, N 7, ст.
560), а также в целях упорядочения режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений в течение учебного года, в каникулярный период и в период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, приказываю:
1.
Утвердить согласованное с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания “Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ” и Российским профессиональным союзом учителей прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждено
Приказом Минобрнауки России
от 27 марта 2006 г. N 69
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Общие положения
1.
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее — Положение) устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.
1.
2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.
1.
3. Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного учреждения.
Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.
II. Режим рабочего времени учителей,
преподавателей, педагогов дополнительного образования,
тренеров-преподавателей образовательных учреждений
в период учебного года
Режим рабочего времени преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определен в разделе VII настоящего Положения.
2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
Как оформляется методический день?
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее — учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе “динамический час” для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2следующая →
Смотреть полностью
Похожие документы:
Добрый день!
В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Таким образом, речь идет только о предоставлении одного перерыва для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, который не включается в рабочее время работника.
Методические дни: право или привилегия?
При этом допускается возможность приема пиши в рабочее время (например, учителям может быть предоставлена возможность приема пищи одновременно с обучающимися во время перемен, являющихся их рабочим временем).
Согласно Положению «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Приказ № 69 от 27.03.2006 г. Министерства образования и науки РФ)
В образовательных учреждениях при составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
Установление нескольких перерывов в рабочем времени учителя («окон»), в т.ч. перерыва, составляющего два и более часа подряд, противоречит трудовому законодательству. Такой режим работы является неудобным и предполагает компенсацию, порядок и размеры которой могут предусматриваться коллективным договором.
Что касается права на установление учителям, так называемого методического дня, то нормативной основы для его введение не предусмотрено, скорее всего, такое право закреплено во внутренних нормативных документах образовательного учреждения (устава учреждения, внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективного договора и т.д.) . Отсутствие для учителей таких свободных дней не противоречит законодательству.”
В Вашем случае, вопрос с предоставлением Вам методических дней Вам следует решать с администрацией Вашей школы по согласию сторон.
Всего доброго.
Каким документом установлен методический день педагогическим работникам школ? Методический день – это выходной или свободный день?
Имеет ли право администрация школы вызывать учителя на работу, если в его методический день проводятся общешкольные мероприятия? Обязан ли директор школы давать учителю отгулы, если он по своей инициативе проводил в свой методический день мероприятия?
Нормативного правового документа, обязывающего администрацию школы устанавливать для учителей методический день, нет, и вряд ли такой документ когда-нибудь появится – слишком в разных условиях работают учителя: у каждого из них свой объем учебной нагрузки, и число параллелей, в которых преподается предмет. Более того, само словосочетание «методический день» не обозначает (так же, как, например, «декретный отпуск») юридически признанный термин.
Методический день для педагога
Под методическим подразумевается рабочий день, когда по расписанию учитель свободен от проведения занятий (уроков) с учащимися.
Расписание уроков составляется и утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным комитетом профсоюза с учетом обеспечения педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм и максимальной экономии времени учителя.
При составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые, в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, рабочим временем педагогических работников не являются. «Методический день» – не синоним выходного, нерабочего дня. В этот день учитель свободен от выполнения аудиторской нагрузки, но не свободен от выполнения других обязанностей, в частности от присутствия на заранее запланированных общешкольных мероприятиях или выполнения работы в соответствии с индивидуальным планом. Такой вывод можно сделать из анализа следующих документов.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, «рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени» (ст. 91).
Источник: https://berkutgun.ru/metodicheskij-den-uchitelja/
Методический день: кому, для чего и как предусматривают – ГБОУ ДПО ИПКРОРИ
Методический день можно определить как день, когда функционирует образовательная организация, но:
- у педагогического работника, который ведет преподавательскую работу, отсутствуют учебные занятия;
- внутренние документы образовательной организации не предусматривают выполнение другой педагогической работы непосредственно в образовательной организации;
- в этот день работник не выполняет дополнительные виды работ за дополнительную оплату непосредственно в образовательной организации.
В методический день работник не обязан находиться в образовательной организации.
На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.
Работодатель предусматривает методический день работнику, чтобы тот использовал его (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536):
- для дополнительного профессионального образования;
- для самообразования;
- для подготовки к занятиям.
То есть методический день – не дополнительный выходной день для педагогического работника. Работодатель предусматривает его только для указанных действий.
В данном случае под понятием «работодатель предусматривает» необходимо понимать то, что при составлении расписаний занятий, графиков, планов работ и других документов в определенный день у работника нет работы, которую он должен выполнять непосредственно в образовательной организации.
Под дополнительным профессиональным образованием нужно понимать обучение по программам:
- повышения квалификации либо
- профессиональной переподготовки.
Это предусматривает часть 2 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Педагогический работник в методический день может повышать свою квалификацию или получать новую компетенцию.
Нормативные правовые акты не предусматривают, в чем конкретно заключается самообразование и в какой области его необходимо получать. Также нет требований к подготовке к занятиям. Вместе с тем, если Правила трудового распорядка предусматривают такие дни, например, в целях самообразования, такое самообразование работник должен осуществлять применительно к своей должности.
Ситуация: можно ли учителю в свой методический день уехать за границу
Да, можно, если это связано с получением дополнительного профессионального образования, самообразованием или подготовкой к занятиям.
Методический день – не выходной день. Нормативные правовые акты четко определяют, для чего работодатель его предусматривает (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).
Однако проверить, для чего работник использовал этот день, работодатель не может.
Ситуация: можно ли требовать отчет о том, чем занимался педагогический работник в методический день
Нормативные правовые акты не предусматривают такого отчета.
Работник должен добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. А основа для их разработки – квалификационные характеристики должностей работников образования.
Их содержит Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Но он не предусматривает, что работник составляет подобные отчеты.
Трудовой кодекс РФ запрещает требовать, чтобы работник выполнял ту работу, которая не предусмотрена в трудовом договоре (ст. 60 ТК РФ).
Тем более, например, подготовку к осуществлению образовательной деятельности работник регулирует самостоятельно (п. 2.3 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). Это значит, что он сам определяет, как и в каких формах готовиться.
Более того, если руководитель потребует от работника подобный отчет, то проверяющие органы могут расценить это как избыточную отчетность педагогических работников и нарушение законодательства.
Ситуация: можно ли заставить педагогического работника находиться в школе в его методический день
Нет, нельзя.
Нормативные правовые акты определяют методический день как свободный день. То есть в этот день работник свободен от выполнения урочной нагрузки, другой педагогической работы и дополнительной работы за дополнительную оплату. Он не обязан присутствовать в образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).
Обязан ли работодатель предусматривать методический день
Минобрнауки России лишь рекомендует предусматривать методический день для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу. То есть работодатель не обязан это делать.
Дело в том, что методический день предусматривают с учетом режима рабочего времени, который установлен для конкретного работника. А режим рабочего времени определяют внутренние документы образовательной организации (с учетом действующих нормативных правовых актов):
- коллективный договор;
- Правила трудового распорядка;
- иные локальные нормативные акты образовательной организации;
- трудовой договор;
- графики работ;
- расписание занятий.
Это предусматривает часть 7 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
То есть предусматривать методический день или нет – решает работодатель, когда составляет расписание занятий, планы и графики работ.
Если работодатель не предусмотрит методический день работнику, это нельзя расценить как нарушение прав работника.
Рекомендательный характер обусловлен тем, что возможность предусмотреть методический день зависит от многих факторов:
1) режима работы организации.
Например, при шестидневной рабочей неделе у работников есть больше рабочих дней для того, чтобы выполнить учебную нагрузку и другую педагогическую работу, чем при пятидневной. В случае с шестидневной рабочей неделей проще освободить один день для методического дня;
2) особенностей работы конкретного работника.
Например, у учителя начальных классов, как правило, уроки проходят каждый день. Поэтому работодатель не может установить ему методический день;
3) объема учебной нагрузки каждого из работников, которые ведут преподавательскую работу.
Если у учителя большой объем учебной нагрузки, то ему могут потребоваться все дни, в которые работает образовательная организация. Иначе он не сможет провести все занятия и при этом не нарушить гигиенические требования к режиму образовательной деятельности обучающихся;
4) иных особенностей.
Например, на возможность предусмотреть методический день может повлиять сменность занятий, обеспеченность кадрами, форс-мажорные обстоятельства (если заболел другой учитель и требуется замена).
Кому можно предусмотреть методический день
Методический день можно предусмотреть только тем работникам, которые ведут преподавательскую работу (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). К ним относятся:
- учитель;
- преподаватель;
- педагог дополнительного образования;
- старший педагог дополнительного образования;
- тренер-преподаватель;
- старший тренер-преподаватель.
На это указывает пункт 2.1 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.
Ситуация: можно ли предусмотреть методический день работнику, который одновременно работает и получает профессиональное образование
Да, можно.
В нормативных правовых актах сказано, что методический день предусматривают для работников в зависимости от должности и возможностей образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).
Если эти условия выполнены, работодатель может предусмотреть для работника методический день независимо от того, получает он образование или нет.
На это правило не влияют уровень образования, которое получает работник, вид или формы получения.
Более того, Минобрнауки России рекомендует предусмотреть методический день педагогическим работникам для повышения квалификации и переподготовки.
Как закрепить методический день во внутренних документах
Чтобы закрепить возможность предусмотреть методический день в документах образовательной организации, внесите соответствующие положения в Правила трудового распорядка или коллективный договор. На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.
Ситуация: можно ли привлечь работника в его методический день для того, чтобы он заменил заболевшего педагога
Да, можно, но только с его согласия.
Выполнение учебной нагрузки временно отсутствующего работника – дополнительная работа с дополнительной оплатой (ст. 60.2 ТК РФ, п. 2.7 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).
Работодатель может поручить такую работу только с согласия работника и при надлежащем оформлении: дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием объема работы, сроков и размера доплаты (ст. 60.2 ТК РФ).
Если работник не согласен, то работодатель не может его привлечь и работник использует методический день.
Если работник согласен на замену, то на этот день у него будут предусмотрены учебные занятия. Следовательно, он будет обязан присутствовать в образовательной организации. Методический день в этот день перестает быть свободным.
Ситуация: как предусматривают методический день в каникулы
Методический день предусматривают в соответствии с уточненным режимом рабочего времени.
Во время каникул обучающихся педагогические работники, которые не находятся в это время в отпуске, продолжают работать (п. 4.1 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).
При этом на период каникул работодатель уточняет режим рабочего времени (п. 4.2 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).
В этот период также может предусматриваться методический день в общем порядке.
Нормативные правовые акты не закрепляют порядок, который должен соблюсти работодатель, чтобы определить периодичность методических дней. Поэтому работодатель вправе определить периодичность самостоятельно.
Как правило, методический день предусматривают один раз в неделю.
Пример формулировки условия о методическом дне в Правилах трудового распорядка или коллективном договоре
«5.1. Для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу, с учетом расписаний занятий, планов и графиков работ может предусматриваться один свободный день в неделю для дополнительного профессионального образования, самообразования или подготовки к занятиям.
5.2. К педагогическим работникам, которые ведут преподавательскую работу, относятся:
- учитель;
- преподаватель;
- педагог дополнительного образования;
- старший педагог дополнительного образования;
- тренер-преподаватель;
- старший тренер-преподаватель».
Источник: https://ipkrori.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA/
Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?
Обновление от 12.03.2017 в связи с выходом нового нормативного акта взамен утратившего силу.
Данная статья поможет многим учителям, которые приходят в школу и не знают, по какому режиму они должны работать. Ведь кроме расписания уроков временных рамок в их рабочем дне нет, отсюда и вопросы. Постараемся на них ответить.
Заодно лишний раз посвятим родителей в рабочие будни учителя (как мы это делали в статьях «Чем занимается учитель» и «Права и обязанности учителя»).
Для законного обоснования многих пунктов данной статьи будем использовать
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
36 часов в неделю или ненормированный день?
Заглянув в свою должностную инструкцию учителя, я видела в графе «Продолжительность рабочего времени» — 36 часов в неделю. Что входит в эти часы?— ваша ставка (сколько уроков вы даете – должно быть не менее 18 часов);
— «другая часть педагогической работы» — проверка тетрадей, консультации, исправление работа с учениками, родительские собрания, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. и не забудем про самую сложную часть (так как она творческая) – подготовка уроков.
Согласно вышеупомянутому приказу №536, ч. II, п. 2.1.
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
То есть, если ваша ставка 18 часов, то вся остальная педагогическая работа должна уложиться в остальные 18 часов. Но это идеал. В условиях, когда современный учитель вынужден отрабатывать 27, 30, а то и все 36 часов только в уроках, его рабочий день превращается в ненормированный.
Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:
1) Как примерно сказал на одной из конференций с журналистами В.В. Путин «С одной ставкой жить не на что, с двумя – некогда».Учителя часто вынуждены брать гораздо больше положенных 18 часов, чтобы просто выжить. К сожалению, часто это плохо влияет на качество даваемых знаний.
2) Политика администрации школы.
Некоторые завучи или директора считают, что раз они всю свою жизнь посвящают школе, то и другие работники должны делать то же самое. И, как нарочно, не берут других учителей на свободные ставки, загружая до полного предела работающих. В одной школе моего города завуч считает нормальным загружать даже только пришедших учителей нагрузкой в 36 часов с классным руководством. Какие знания получат дети и какое здоровье будет у этих учителей, думаю, озвучивать не обязательно, и так понятно.
Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?
Учителя, работающие пять дней в неделю – вы везунчики! Как я завидовала, таким как вы, работая буквально на износ 6 дней в неделю.
Да, чисто теоретически при такой рабочей неделе дается один выходной день – воскресенье.
Но! Этот «выходной день» тратится на подготовку уроков к следующей неделе, проверку тетрадей и прочую педагогическую работу.
В итоге долгожданный «выходной» остается таким только в теории, а на практике выходит так: у учителя выходных нет и отдыхать ему просто некогда.
Что такое методический день у учителя?
В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.
К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день.
Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.
Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.
Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)
В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования
Окна в расписании
Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.
Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.
П. 3.1.
При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.
При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.
Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.
Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.
Каникулярное время и карантин, актированные дни
Снова повторяться на тему, что должен делать учитель во время каникул или карантина, не буду. Этому я посвятила целую статью, которую вы можете прочитать здесь.
Но законную основу вам предложу и здесь для ознакомления.
Во время каникул (Ч. IV, п. 4.1.):
Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во время карантина и актированных дней ( Ч. V, п. 5.1):
Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.
Выйти на больничный учителю
Если вы заболели – вызывайте врача или идите в поликлинику и предупредите директора или завуча, что вы заболели до начала уроков.
Не стоит переносить болезнь на ногах только потому, что вас ждут дети или не хочется перегружать других учителей (у них же методический день!).
Вам это не даст ничего, кроме осложнений в здоровье (ведь работа учителя очень нервная и напряжённая) и сохранения зарплаты.
Здоровье дороже, школа без вас не развалится.
Единственная радость учителя
Один из немногих плюсов работы учителя – это большой отпуск (56 дней или 72 дня в северных районах (Крайний север и приравненные к нему местности).
В отличие от других работ, где его бы разделили на несколько частей, учитель «пашет» весь год и в каникулы, и в методические дни, и в выходные, чтобы в итоге насладиться своим большим отпуском.
Главное, успеть в это время отдохнуть.
Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права
Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.
Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед.
работу), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.
В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.
Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!
Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/uchitelyu/rabochee-i-nerabochee-vremya-pedagoga-v-kakom-rezhime-rabotaet-uchitel