Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение составляют только некоторые виды контрактов, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика.
Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
В качестве исполнения контракта участник может:
- внести денежные средства на счет заказчика;
- предоставить банковскую гарантию.
Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Содержание
- 1 Госзакупки по 44‑ФЗ: как изменились правила обеспечения контрактов с июля 2019 года
- 2 Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2019
- 3 Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019
- 4 Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля 2019
- 5 Правила обеспечения контракта с 1 июля 2019 | Контур.Закупки
- 5.1 Участники госзакупок, у которых есть опыт успешного исполнения заказа имеют право не обеспечивать контракт
- 5.2 Размер обеспечения контракта будут считать с цены победителя госконтракта, а не с НМЦ (начальной максимальной цены)
- 5.3 Изменились правила для гарантийных обязательств
- 5.4 Разрешили менять “габариты” обеспечения
- 5.5 Срок действия гарантии будет зависеть от исполнителя
- 5.6 Тщательная проверка банка-гаранта
- 5.7 Определён срок, когда нужно возвращать залог
- 6 Что изменится в госзакупках с 1 июля 2018?
Платежное поручение на перечисление средств
Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.
06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке.
При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.
Ситуация
Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?
В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.
Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).
Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893).
Поэтому во избежание спорных ситуаций, участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.
Оформление банковской гарантии
Второй способ обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Для оформления банковской гарантии нужно:
1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.
Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ).
2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.
Подробнее о том, как получить банковскую гарантию, читайте в статье «Банковская гарантия по 44-ФЗ: как оформить и получить».
По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:
1. Получить от банка следующие документы:
- экземпляр договора банковской гарантии;
- банковскую гарантию в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа;
- выписку из реестра банковских гарантий.
2. Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
Материалы по теме:
Статья «Как проверить подлинность банковской гарантии по 44-ФЗ. Советы эксперта»
Вебинар «Банковские гарантии и особенности обеспечения контракта в 2017 году»
Госзакупки по 44‑ФЗ: как изменились правила обеспечения контрактов с июля 2019 года
С 1 июля 2019 года вступили в силу новые положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся обеспечения контракта.
Среди наиболее важных изменений — разделение понятий «обеспечение контракта» и «обеспечение гарантийных обязательств», а также лимит по размеру обеспечения для малого бизнеса.
Есть и другие новшества: четкие сроки, когда заказчик обязан вернуть обеспечение, право поставщика изменить способ обеспечения и проч. Этим и другим поправкам посвящена наша статья.
До июля 2019 года заказчики могли при необходимости прописать в условиях закупки, что поставщик должен не только поставить товар или выполнить работу, но и предоставить гарантийное обслуживание. А при поставке и настройке машин и оборудования гарантия была обязательным условием контракта (ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ; далее Закон № 44-ФЗ).
Также в любых закупках заказчики имели право (хотя и не были обязаны) требовать, чтобы поставщик внес обеспечение не только самого контракта, но и обязательств по гарантийному сроку (подробнее об обеспечительных платежах читайте в статье «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Обеспечительный платеж можно было заменить банковской гарантией (подробнее о банковских гарантиях читайте в статье «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам»).
Указанные условия помогали заказчикам обезопасить себя на случай, если компания-производитель товара по той или иной причине не могла выполнить гарантийного обслуживания (например, из-за ликвидации или банкротства). Тогда все действия по гарантии приходилось совершить поставщику за свой счет. Если он этого не делал, заказчик не возвращал ему обеспечительный платеж.
Важная деталь: обеспечение контракта и обеспечение гарантии были неделимы. Это значит, что поставщик брал единую банковскую гарантию на обеспечение контракта и на обеспечение гарантийного обслуживания.
Если обеспечение вносилось деньгами, и контракт был исполнен, а гарантийные обязательства нет, то поставщик лишался всей суммы обеспечения. Ту часть, которая приходилась на контракт, ему не возвращали.
Новые правила
С июля 2019 года прежние правила остались в силе. При этом появились четыре важных дополнения:
- Понятие «обеспечение гарантийных обязательств» выделено из понятия «обеспечение контракта». Отныне поставщик может брать две отдельные банковские гарантии: одну на обеспечение контракта, другую на обеспечение гарантийных обязательств. Если платеж внесен деньгами, то при выполнении контракта и не выполнении гарантийных работ поставщик вправе требовать возврата той части обеспечения, что приходится на контракт.
- Условие об обеспечении гарантийных работ стало обязательным для закрытых закупок (ч 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции). Для всех прочих госзакупок оно остается добровольным: заказчик по своему желанию может его установить, либо отказаться от него.
- Ограничен размер обеспечения гарантийных обязательств для поставщиков-субъектов малого предпринимательства (сокращенно СМП). Если такое обеспечение предусмотрено контрактом, то малые предприятия вносят его в сумме не более 10% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). Это следует из новой редакции части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Покажем на примере. Допустим, компания-СМП поставляет мебель и проводит гарантийный ремонт. Поставщик вносит обеспечение контракта в сумме 30% от цены мебели плюс обеспечение гарантийных работ в сумме 10% от НМЦ. Для поставщиков, не относящихся к малом бизнесу, указанное ограничение не действует.
- Если обеспечение гарантийных обязательств предусмотрено контрактом, но поставщик его не предоставил, заказчик не должен подписывать документы о приемке товаров, работ или услуг (новая часть 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Сроки для возврата обеспечения контракта
До июля 2019 года в законе не был закреплен срок, в течение которого поставщик обязан вернуть обеспечение контракта.
Единственное исключение составляла ситуация, когда победитель торгов на протяжении 30 дней поле объявления его победы по какой-либо причине не подписывал контракт.
При подобных обстоятельствах закупку признавали несостоявшейся, а обеспечение контракта полагалось вернуть не позднее пяти рабочих дней.
В июле и далее действует норма, которая вводит четкие сроки для любых ситуаций. В закупках, проводимых только для СМП, заказчик обязан вернуть обеспечение контракта не позднее 15 дней, во всех прочих закупках — не позднее 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Какие еще изменения в правилах обеспечения контракта вступили в силу 1 июля 2019 года
Суть изменения | Норма Закона № 44-ФЗ |
Поставщик вправе изменить способ обеспечения контракта, в т. ч. отозвать платеж и предоставить банковскую гарантию | ч. 7 ст.96 в новой редакции. |
Уточнено, что заказчик может досрочно вернуть часть обеспечения контракта за выполненные и оплаченные этапы поставки | новая ч. 7.3 ст. 96 |
Если у банка-гаранта отозвали лицензию, поставщик обязан предоставить заказчику новое обеспечение контракта. Сделать это нужно в течение месяца после того, как заказчик направит поставщику соответствующее уведомление. В противном случае поставщик заплатит пени | новая ч. 30 ст. 34 |
Важно: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).
После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.
Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2019/7/14841
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2019
Читайте о новых правилах предоставления обеспечение исполнения контракта с 01.07.2019, как и в каком объеме участнику предоставлять обеспечение, и можно ли не платить. Смотрите сводную таблицу по новым правилам.
Во многих случаях поставщик должен предоставить обеспечение исполнения контракта (ОИК) прежде чем контракт подписывать. Исключения из этого правила прописаны в ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. В случаях, указанных в данной норме, ОИК может быть не установлено, но может быть и установлено. Поэтому в большинстве случаев предоставлять ОИК придется.
КАК?
На вопрос: «Как предоставлять обеспечение?» – отвечает сам участник закупки. По своему усмотрению (и желанию) он может предоставить либо банковскую гарантию (БГ), либо перечислить денежные средства на счет, указанный в извещении или документации о закупке. При выборе способа обеспечения исходить целесообразно из возможностей участника закупки и целей, которые он преследует.
При БГ ему не нужно «замораживать» свои денежные средства на счете заказчика. Но за БГ придется заплатить гаранту (банку) определенную сумму, которая будет зависеть от размера и срока обеспечения, а также некоторых других факторов. Все же, если ОИК внушительно, а своих денег нет, будет разумно воспользоваться БГ.
Как работать с обеспечением заявки и контракта с 1 июля
С 1 июля в ваших контрактах должны появиться новые условия обеспечения. Мы разобрали на примерах, как прописать особые условия, как понизить обеспечение после выполнения этапа контракта, как заменить вид обеспечения и можно ли теперь удержать неустойку из обеспечения.
Из статьи вы узнаете:☆ Как теперь обеспечивают заявки ☆ Как правильно рассчитать новое обеспечение. Примеры ☆ Можно ли удержать неустойку из обеспечения
Узнать больше »
СКОЛЬКО?
Конкретная цифра должна быть указана в извещение о закупке. Именно на такую сумму необходимо предоставить ОИК. Зависит же эта цифра от начальной торговой цены. Если она составляет 50 млн. руб. или менее этого, то ОИК должно быть в пределах 5-30% НМЦК. Если же она превышает 50 млн. руб., то обеспечение должно составлять от 10 до 30% НМЦК.
Важное дополнение при этом, что ОИК не может быть менее аванса. Если аванс превышает 30% начальной цены, то и обеспечение будет ее превышать – установится в размере аванса.
Но и это не все. Размер обеспечения может вырасти в 1,5 раза, если победитель торгов скинул цену на 25% и более этого от начальной цены. Например, если НМЦК была 10 млн. руб., а цена победителя составила 6 млн. руб. При этом опять-таки важное значение имеет начальная цена. Если она равна 15 млн. руб.
или меньше этого значения, то победитель может предоставить и не увеличенное обеспечение, а один в один. Тогда он должен подтвердить свою добросовестность по правилам ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Но если начальная цена более 15 млн. руб.
, то такой «поблажкой» победитель воспользоваться не может – он должен предоставить ОИК именно в увеличенном в 1,5 раза размере.
А можно не платить?
Можно. В отдельных случаях. Таких случаев четыре:
- Контракт заключается с контрагентом, организационно-правовая форма которого – казенное учреждение.
- Объект закупки – предоставление кредита.
- Контракт заключает БУ, ГУП, МУП на выдачу БГ.
- Закупка проводилась для СМП и СОНКО, и победитель предоставил информацию о своей добросовестности согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
При этом, если не предоставить ОИК в остальных случаях, то контракт заключен не будет, так как непредоставление обеспечения – одно из оснований для признания победителя уклонившимся от заключения контракта. Итог – РНП.
Что в итоге?
Итоги всего вышесказанного приведем в сводную таблицу.
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА | |
Банковская гарантия | Денежные средства |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОИК | |
Обязанность | Право |
Во всех случаях, кроме тех случаев, когда предоставлено право. |
|
НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОИК | |
|
|
РАЗМЕР ОИК | |
НМЦК ≤ 50 млн. руб. | НМЦК > 50 млн. руб. |
5 – 30% НМЦК | 10 – 30% НМЦК |
АНТИДЕМПИНГ | |
НМЦК ≤ 15 млн. руб. | НМЦК > 15 млн. руб. |
Два варианта по выбору победителя:
|
Только один вариант – ОИК увеличенное в 1,5 раза по сравнению с первоначальным. |
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103391-qqp-19-m7-obespechenie-ispolneniya-kontrakta-po-44-fz-s-1-iyulya-2019
Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019
Статья актуальна на 19 июня 2019
С 1 июля вступает в силу большой блок изменений в 44-ФЗ. В этой статье расскажем обо всем, что меняется в обеспечении контракта по свежему 71-ФЗ и уже знакомому 502-ФЗ.
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Новое в закупках среди СМП и СОНКО
Участники с опытом могут не обеспечивать контракт
Это правило распространяется на тех, у кого есть успешный опыт исполнения госконтрактов:
- Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
- Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
- Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.
Размер обеспечения считается с цены победителя, а не НМЦ
В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.
Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 млн 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 млн 980 000 рублей.
Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).
Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда “включаются” антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.
Предполагаем, что обе льготы будут действовать только в закупках специально среди СМП. То есть, если вы СМП и победили в закупке “для всех”, придется предоставить обеспечение (а не успешно исполненные контракты) и рассчитывать его от НМЦ.
Новое в обеспечении гарантийных обязательств
44-ФЗ и сейчас разрешает (но не обязывает) требовать обеспечить гарантийные обязательства на товары и работы (4 ч. 33 ст. 44-ФЗ).
Что изменилось:
- В новую редакцию 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ добавили условие и об обязательном обеспечении гарантийных обязательств в закрытой закупке (раньше в закрытых закупках обязательным было только обеспечить исполнения контракта) и в других закупках при необходимости.
- Hазмер обеспечения гарантийных обязательств составит не больше 10% от НМЦ.
Что нужно предусмотреть:
- Если берете для обеспечения банковскую гарантию, помните, что срок ее действия должен превышать срок гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.
- Заказчик не подпишет документы о приемке товара или работ, если вы не предоставите обеспечение на гарантийные обязательства (если это требование было в закупке).
Вид и размер обеспечения можно поменять
Такая возможность была и раньше, но в новую редакцию 96 ст. 44-ФЗ добавили подробностей. Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения. Обеспечение уменьшается только пропорционально исполненным обязательствам, например в таких случаях:
- Поставщик выполнил отдельный этап контракта без неустоек и получил оплату по нему. После того как отчет об исполнении этапа с суммой оплаты появится в реестре контрактов, поставщик отправляет заказчику просьбу вернуть сумму обеспечения, пропорциональную стоимости этого этапа контракта. Если в закупке был аванс, то стоимость поставленных товаров или исполненных работ должна его превышать.
- Поставщик предоставляет новую банковскую гарантию, так как лишили лицензии банк, в которой он получал предыдущую.
- Изменяется способ обеспечения исполнения контракта. Например, поставщик хочет забрать обеспечение деньгами и взамен предоставить гарантию.
В некоторых случаях уменьшать обеспечение нельзя будет — в закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов. Подробности пропишут в отдельном подзаконном акте.
Новое в банковской гарантии
Новый срок действия банковской гарантии
Победитель сможет сам решать, сколько будет действовать гарантия. Главное, она должна на месяц превышать срок действия контракта и гарантийных работ. Если поставщик получил отсрочку (сейчас такое возможно, например, в закупках на строительство), то гарантию придется продлить или перевыпустить (зависит от банка-гаранта).
Нужно тщательнее выбирать банк-гарант
Поставщик обязан предоставить новую гарантию, если у банка-гаранта отозвали лицензию. Это нужно сделать в течение 1 месяца от даты, когда заказчик уведомил поставщика об отзыве гарантии. Если исполнитель этого не сделает, то за каждый день просрочки ему будут начислять пени по тем же правилам, что при просрочке поставок или работ (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).
Про сложные случаи использования банковской гарантии мы писали в статье.
Установили срок возврата обеспечения контракта
Раньше срок возврата был указан только в случаях, когда победитель перевел обеспечение, а контракт не был подписан (например, по решению ФАС). Теперь все четко:
- В закупках только для СМП обеспечение вернут в течение 15 дней с даты исполнения обязательств (подписание акта-приемки).
- В закупках для всех — в течение 30 дней от исполнения контракта.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1250-novue-pravila-obespecheniya-kontrakta
Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля 2019
Площадка должна сама предоставить вам такую декларацию, которая соответствует всем действующим требованиям. Обратите внимание, что в бумажных процедурах новый 11 пункт из ч. 1 ст. 31 про то что
«отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации»
не требуется. Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка Проверьте банк, в котором получаете гарантии.
На сайте Минфина опубликован обновленный , которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.
Обеспечение заявок стало меньше А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:
- 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
- от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
- от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
В обеспечении контракта изменений нет.
Обеспечение заявки по 44-ФЗ с 1 июля 2019, спецсчета
Прямого запрета на установление обеспечения нет, как нет и указаний на его возможный размер. Поэтому пока в закон не будут внесены соответствующие поправки, заказчикам придется действовать по своему усмотрению. Кардинальным образом сменился порядок предоставления поставщиками обеспечения заявок.
Согласно пункту 2 статьи 44 участник получает возможность внести обеспечение не только в виде денежных средств, но и в форме банковской гарантии. Заказчик проверяет подлинность БГ в соответствии с нормами части 2 статьи 24.1.
По требованиям части 10 статьи 44 денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, участники должны вносить на специальные счета.
Им предстоит открыть их в банках, удовлетворяющих всем требованиям Правительства России и входящих в соответствующий .
Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ
В случае недобросовестного исполнения контракта, заказчик имеет возможность оставить обеспечение себе или удержать его часть, равную сумме штрафов и пеней.
Такая услуга является платной.
При этом ключевую роль играет правильность оформления документа.
Размер обеспечения контракта заказчик определяет самостоятельно. Чаще всего он составляет от 10 до 30% от начальной максимальной цены договора.
Если проводится важная крупная закупка, то заказчик вправе потребовать обеспечение и в большем размере. Некоторые контракты могут предусматривать выплату аванса поставщику.
Что изменится в госзакупках с 1 июля 2019?
Позже этот рубеж был понижен до 1 млн рублей.
Таким образом, при проведении конкурсов и аукционов с НМЦК ниже 1 млн рублей обеспечения заявок предоставлять не нужно. Если НМЦК закупки выше 1 млн, заказчик должен установить требование к обеспечению заявок, при этом размер обеспечения заявки должен будет составлять (ч.
16 ст. 44 44-ФЗ):
- до 2% от НМЦК если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28, 29 44-ФЗ, а участником закупки является учреждение или предприятие УИС, либо организация инвалидов.
- 0,5- 1% НМЦК при НМЦК 5-20 млн рублей;
- 0,5- 5% НМЦК при НМЦК более 20 млн рублей.
Стоит отметить, что в законе остались пробелы, в частности не установлено:
- каков размер обеспечения заявки на участие в торгах при НМЦК от 1 до 5 млн рублей?
- вправе ли заказчик установить требование об обеспечении заявки на участие в торгах, если НМЦК не превышает
Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 июля 2019 года
УЖЕ ДЕЙСТВУЕТ: 1. Конкурентные закупки можно проводить в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов предложений,
- запросов котировок.
Как и прежде, заказчик может проводить любые закупочные процедуры, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех вышеперечисленных процедур, то должен соблюдает правила торговых процедур из Гражданского кодекса:
- Отвечать на запрос разъяснений в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса.
- Может отменить торговую процедуру, только до окончания сроков приемки заявок и при форс-мажоре.
- Продлить срок подачи заявок, если внесены изменения в закупочную документацию.
- Обязан заключить контракт с победителем. В срок не раньше 10 дней и не позже 20 дней, с момента публикации протокола подведения итогов.
2. 3. Закреплены правила описания предмета закупки В закупочной документации нужно указать функциональные, технические и качественные характеристики товара и сопровождать описание словами «или эквивалент».
Не соблюдать это правило можно будет только в некоторых случаях, например, при закупке запчастей к оборудованию. ПОКА НЕ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ: 1. Закупки у МСП подождут отбора площадок Сначала законодатели заявляли, что с 1 июля 2019 все закупки у МСП будут проводиться:
- только в электронном виде,
- c помощью четырех видов конкурентных процедур,
- на площадках госзаказа.
Однако это требование отложили до момента, когда выберут новые ЭТП и заказчики обновят свои положения о закупках.
Отбор должен произойти до 1 октября 2019 года, а поменять положение о закупках заказчики должны до 1 января 2019 года.
Источник: https://advokatssr.ru/razmer-obespechenija-ispolnenija-kontrakta-po-223-s-1-ijulja-2018-12148/
Правила обеспечения контракта с 1 июля 2019 | Контур.Закупки
1 июля 2019 года вступают в силу поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заказчикам и исполнителям нужно учитывать новые правила, готовить документы и проекты контрактов с учетом изменений. Расскажем обо всем, что меняется в обеспечении контракта по Федеральным законам 71-ФЗ и 502-ФЗ.
Участники госзакупок, у которых есть опыт успешного исполнения заказа имеют право не обеспечивать контракт
Это означает, что победитель закупки может не вносить денежные средства или банковские гарантии. Такое позволено только добросовестным поставщикам.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
То есть в том случае, если участник – успешный исполнитель государственных контрактов:
- выполнил не менее трёх контрактов без штрафов и неустоек;
- факт выполнения закреплён в реестре госконтрактов, подтверждается выпиской из реестра;
- сумма выполненных контрактов не менее начальной максимальной цены текущей закупки.
Размер обеспечения контракта будут считать с цены победителя госконтракта, а не с НМЦ (начальной максимальной цены)
В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от конечной цены госконтракта, а не НМЦ.
Приведём пример.
Заказчик проводит аукцион среди субъектов малого предпринимательства на приобретение специальной уборочной техники. Начальная максимальная цена контракта – 5 млн руб., обеспечение контракта установлено в размере 3%.
Победитель закупки снизил цену до 3 млн руб.
По старым правилам обеспечение контракта составило бы 150 000 руб.
По новым правилам, обеспечение контракта составит 3% от его конечной стоимости, то есть не 150 000 руб., а 90 000 руб.
То же требование к закупкам со снижением 25%, когда начинают работать антидемпинговые меры.
Но так или иначе, обеспечение не должно превышать размер аванса.
ВАЖНО! Скорее всего обе льготы будут распространяться на закупки только среди субъектов малого предпринимательства. Если такой субъект стал участвовать в общем аукционе, на него не будут распространяться льготы.
Изменились правила для гарантийных обязательств
По 44-ФЗ заказчик имеет право настаивать на том, чтобы ему обеспечили гарантийный срок на товары и работы (ч.4 ст.33 44-ФЗ).
Какие появились изменения:
- В новой редакции 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ появилось условие и об обязательных гарантийных обязательствах в закрытой закупке (раньше обязательным в закрытых закупках было только исполнение контракта).
- Субъекты малого предпринимательства за обеспечение гарантий будут платить не более 10% от начальной максимальной цены контракта.
На что нужно обратить внимание:
- Если в качестве залога представлена банковская гарантия, нужно помнить, что срок её действия должен быть дольше срока гарантийных обязательств (минимум на месяц).
- Если в закупке было требование о предоставлении обеспечения на гарантийные обязательства, а исполнитель его не предоставил, заказчик не подпишет акты о приёмке товара или работы.
Разрешили менять “габариты” обеспечения
Раньше тоже можно было поменять виды и размеры залогов, но в новой редакции ст.96 добавлены пояснения.
Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.
Обеспечение можно уменьшить только пропорционально исполненным обязательствам.
Например:
- Один из этапов госконтракта выполнили без неустоек и получили за него оплату. Когда отчёт о завершении этапа занесли в реестр контрактов, исполнитель попросил заказчика вернуть залог, в размере пропорциональном стоимости выполненного этапа. Если в закупке был аванс, стоимость выполненных работ должны быть выше его.
- Банк, в которой исполнитель получал банковскую гарантию лишили лицензии и он предоставляет новую гарантию.
- Изменился способ залогового исполнения госконтракта. Например, исполнителю удобнее забрать залог деньгами, взамен на гарантию.
В закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов обеспечение нельзя будет уменьшать.
Срок действия гарантии будет зависеть от исполнителя
Победитель аукциона будет сам выбирать срок банковской гарантии.
Гарантия от банка должна на месяц превышать срок исполнения госконтракта и гарантийных работ.
Если поставщик получил отсрочку (это позволяют в строительных закупках), гарантию нужно продлить или выпустить новую, в зависимости от банка, который её выдавал.
Тщательная проверка банка-гаранта
Если банк лишился лицензии, исполнителю нужно предоставлять новую гарантию. На это даётся 30 дней с момента уведомления об отзыве гарантии.
Если исполнитель не успевает за обозначенный срок, за каждый просроченный день ему будут начислять пени (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).
Определён срок, когда нужно возвращать залог
Ранее сроки возврата указывали только в случаях, когда победитель закупки перевёл обеспечение, но контракт не подписали.
Теперь требования такие:
- Обеспечение возвращают в срок до 15 дней с момента подписания акта приёма. Это действует в торгах только для субъектов малого предпринимательства.
- В торгах для остальных – обеспечение возвращают в течение 30 дней со дня исполнения госконтракта.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/pravila-obespecheniya-kontrakta-s-1-iyulya-2019/
Что изменится в госзакупках с 1 июля 2018?
Уважаемые пользователи портала, тендерные специалисты, участники торгов! Напоминаем, что с 1 июля должны вступить в силу масштабные поправки в 44-ФЗ. Но почти в последний момент законодатели признали, что ни рынок, ни его участники, ни законодательство не готовы к вступлению в законную силу ряда запланированных нововведений.
Поэтому часть изменений вступит в силу с 1 июля текущего года, а часть будет принята постепенно, в срок до 1 января 2019 года. Чтобы избежать путаницы и разночтений мы подготовили для вас обзор изменений, с указанием, какие из них вступают в силу с 1 июля, а какие будут реализовываться в период до 1 января 2019.
Смотрите видео с нашим экспертом!
Итак, что вступает в силу с 1.07.2018:
- Не нужно будет предоставлять обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей.
Изначально правительство обязало заказчиков устанавливать требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 5 млн рублей, если иное не установлено Правительством РФ (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).
Позже этот рубеж был понижен до 1 млн рублей. Таким образом, при проведении конкурсов и аукционов с НМЦК ниже 1 млн рублей обеспечения заявок предоставлять не нужно.
Если НМЦК закупки выше 1 млн, заказчик должен установить требование к обеспечению заявок, при этом размер обеспечения заявки должен будет составлять (ч. 16 ст. 44 44-ФЗ):
- 0,5- 1% НМЦК при НМЦК 5-20 млн рублей;
- 0,5- 5% НМЦК при НМЦК более 20 млн рублей.
- до 2% от НМЦК если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28, 29 44-ФЗ, а участником закупки является учреждение или предприятие УИС, либо организация инвалидов.
Стоит отметить, что в законе остались пробелы, в частности не установлено:
- каков размер обеспечения заявки на участие в торгах при НМЦК от 1 до 5 млн рублей?
- вправе ли заказчик установить требование об обеспечении заявки на участие в торгах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей?
- Единый порядок заключения контракта по результатам конкурентных процедур в электронной форме (ст. 83.2 44ФЗ).
С 1 июля внедряется единый порядок заключения контракта. Изменяются следующие моменты:
- возможность направить протокол разногласий будет только 1 раз (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ);
- теперь второй участник может быть признан уклонившемся, если не предоставил вовремя обеспечение исполнения контракта или не подписал проект контракта, при этом ранее выразил согласие на заключение и исполнение договора.
- Участники закупок должны будут использовать усиленные квалифицированные электронные подписи с 1 июля 2018 года.
Компании, которые используют неквалифицированные ЭП, должны сменить их на квалифицированные, чтобы принимать участие в закупках. Напоминаем, что вы можете оформить электронную подпись онлайн на нашем сайте. Оформим за сутки!*
- Изменится срок направления в РНП сведений об участнике, с которым заключается контракт как с единственным контрагентом по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры (ч. 5 ст. 104 44-ФЗ).
Если победитель закупки уклонился от заключения контракта, заказчик направляет в ФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) информацию об этом участнике, а также документы, свидетельствующие об уклонении, в течение 3 рабочих дней с даты признания его уклонившимся от заключения контракта (сейчас информация направляется в ФАС России в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта).
- Правительство сможет определить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.
Такое право ему предоставлено ч. 29 ст. 34 44-ФЗ, которая начнет действовать с 1 июля.
- Появится еще одно единое требование к участникам закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ таким единым требованием является отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. (При этом ограничения не определены. Предполагается, что данная норма введена, чтобы оперативно вносить ограничения (например, как контрсанкции)).
- В контракт должно будет включаться условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер налогов и иных обязательных платежей, связанных с оплатой контракта. Таким образом, заказчик становится налоговым агентом для физлица при заключении контрактов между ними.
В контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с налоговым законодательством такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком (п. 2 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
- Конкретизировались нормы проведения запросов предложений (Часть 18 ст. 34 44-ФЗ дополнена положениями о запросе предложений).
Изменить количество товара, объем работ, услуг можно будет при подписании контракта, заключаемого по итогам запроса предложений. Напомним, что в силу п. 4 ч. 6 ст.
83 44-ФЗ документация о запросе предложений должна содержать информацию о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта. Однако ч. 18 ст.
34 44-ФЗ в настоящее время указывает, что изменить такие условия при подписании контракта можно только в том случае, если это предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе.
Вступление в силу каких норм откладывается:
-
ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Открытие специальных счетов для оплаты участия в закупках
Участникам закупок необходимо открыть спецсчета доя размещения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок и контрактов.
Правительство уже установило требования к договорам спецсчетов, разрешило использовать в этом качестве существующие банковские счета участников закупок и ввело требования к взаимодействию электронных торговых площадок (ЭТП) и банков.
Однако сроки вступления постановления в силу опираются на отлагательную норму: требования будут применяться после отбора правительством нового пула ЭТП (площадки еще не отобраны) для работы по новым правилам. Из-за переноса вступления в силу нормы по спецсчетам, откладываются иные нововведения, связанные с внедрением спецсчетов.
- ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Право заказчиковпроводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений в электронной форме.
Заказчики вправе проводить в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок (п. 43 ст. 112 44-ФЗ).
Изменяются требования к формированию заявок на участие в электронных процедурах. За исключением электронного аукциона – все переводится с бумажных носителей в электронную форму.
Норма откладывается до внедрения системы спецсчетов.
- ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Плата за участие в закупке, проводимой в электронной форме.
Операторы площадок вправе взимать плату с победителя обычной электронной закупки или ее закрытого аналога. Те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены. Величину платы определяет оператор площадки. Он же публикует сведения о ней.
Размер платы не может превышать:
— 2 тыс. руб. — при закупках среди СМП и СОНКО;
— 5 тыс. руб. — при прочих закупках.
— 1% если НМЦК не больше 500 тыс. руб. или для закупок среди СМП и СОНКО меньше 200 тыс. руб.
Плату по требованию оператора банк спишет со специального счета участника. Если такого счета нет, о перечислении денег должен позаботиться участник. (ст. 24.1 44-ФЗ). Норма откладывается до введения спецсчетов.
- ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: С 1 июля 2018 по 30 июня 2019 года включительно заявки на участие в торгах в электронной форме обеспечиваются только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112 44-ФЗ).
При этом при проведении электронных торгов денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Норма откладывается, пока не будут введены спецсчета, а спецсчета не будут введены, пока не отобраны ЭТП, а ЭТП планируется отобрать в июле.
- ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: отбор и перезаключение соглашений с ЭТП
Правительство должно отобрать и заключить соглашения с Электронными Торговыми площадками (ЭТП) для проведения закупок по новой схеме с учетом перехода на электронные торги.
Далее площадка должна пройти проверку готовности к началу работы: ЭТП должна соответствовать требованиям 44-ФЗ и актами правительства РФ (есть интеграция с ЕИС, заключены соглашения с банками по спец счетам, есть представление обеспечения соглашения и т.д.).
При успешном прохождении аудита с ЭТП заключают соглашение. С этого момента на площадке можно проводить закупки. Планируемый срок заключения соглашений — до 1 октября текущего года.
*Оформление ЭП за 24 часа с момента получения документов от заказчика.
Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/b6b18bcb-682c-495e-a926-1fc8fad2427e