В сфере ведения какого органа государственной власти находится унитарное предприятие

Что такое муниципальное унитарное предприятие, какие задачи оно решает, какие особенности такой формы организации

В сфере ведения какого органа государственной власти находится унитарное предприятие

Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом.

Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия — это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

Характеристика унитарного предприятия в 2019 году

Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
  • членство не предусмотрено;
  • управление осуществляется единолично.

Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе.

При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает.

Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

  • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения.

Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций.

Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

Учредительный документ этого юридического лица — устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе об этом четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

Собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам. Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

Их создают для решения актуальных вопросов.

В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей.

Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Реорганизация унитарных предприятий

Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение;
  • преобразование;
  • выделение.

Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности, для которых они были созданы.

Источник: https://urhelp.guru/biznes/chto-eto-oznachaet-municipalnoe-unitarnoe-predpriyatie.html

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения: изъятие имущества, виды деятельности

В сфере ведения какого органа государственной власти находится унитарное предприятие

Современное предпринимательство в РФ все больше принимает законодательно регламентированные формы деятельности. Юридические лица создаются как в традиционной форме, так и в менее используемых видах. Один из них — унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (не путать с оперативным управлением), про цель, виды деятельности которых мы и поговорим сегодня.

Что такое унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Основной особенностью унитарного предприятия является полное отсутствие прав в отношении какого либо имущества. Российское законодательство рассматривает УПнаПХВ в виде коммерческой организации.

  • Она не наделена возможностью имущественных прав, на закрепленные за фирмой собственниками материальные ценности.
  • К государственному или муниципальному типу такая компания относится еще и потому, что имущественный комплекс неделим.
  • Имущество не распределяется на вклады, доли, акции между сотрудниками и иными участниками даже в случае ликвидации предприятия.

Согласно ст. 114 ГК России разновидностей УП две.

  • Это УПнаПХВ на правах хозяйственного ведения, оно организовывается по решению государственных органов или по постановлению муниципалитета.
  • Другой формат является федеральным казенным предприятием, организованным решением Правительства РФ с имущественным комплексом федеральной собственности.

О том, когда право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия, расскажет данное видео на конкретном примере:

Характеристика и признаки

Собственно понятие унитарности хозяйствующего объекта для нас достаточно не новая категория. Еще во времена Союза большинство обслуживающих структур, коммунальных предприятий было именно унитарными. Основные характеристики приводятся ГК в ст. 113,114,115, прежде всего это:

  1. Юридическое лицо создается при выделении строго определенного имущественного комплекса собственниками.
  2. Сохраняется право учредителей имущество.
  3. Имущественный комплекс закрепляется за УПнаПХВ на ограниченных правах.
  4. Данной форме присуща неделимость имущества, отсутствие института членства, единоличность органа управления.

Основным признаком является коммерческая деятельность с полным отсутствием какого либо права на имущество при том, что оно приходуется на баланс компании.

Преимущества и недостатки

Как и каждое организационное предприятие, УПнаПХВ имеет свои приоритеты и негативные стороны. В первую очередь, это решение насущных муниципальных проблем, финансовая устойчивость, экономическая стабильность благодаря деятельности в низко конкурентной среде, постоянная государственная поддержка. Государство в этом сегменте – гарант от разорения и стабильной заработной платы персонала.

Наряду с положительными сторонами у этих юридических лиц присутствуют и недостатки. В условиях рыночной экономики их эффект минимален, низкая мотивация персонала ввиду небольших зарплат, долго остающихся на одних цифрах.

Очень часто присутствуют такие негативные факторы, как бюрократия, хищения, использование имущества для решения личных вопросов. Поэтому современные правоведы считают унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения несколько отжившей формой ведения хозяйственной деятельности.

Особенности управления и руководящие органы

Создание, управление и руководство этими достаточно своеобразными видом хозяйственного субъекта четко регламентированы ГК РФ, законами и подзаконными актами.

  • Его образование и последующее управление лежит в области компетенций власти государства, в процессе которого обособляется часть собственности государства без долевого деления. Органы государственной власти в этом случае выступают в роли собственника, выполняя объем его функций в пределах, регламентированных ГК.
  • Имущество продолжает оставаться государственной собственностью, но закреплено за УП на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • При регистрации полное название должно включать формулировку «государственное предприятие», которое может быть коммерческим или муниципальным – казенным.

Руководство представлено единоличным директором, который является назначенным государственной структурой, в сфере ведения и подотчетности которой находится УП.

  • В таком же порядке происходит увольнение руководителя или его замена другим лицом.
  • Законодательно определяются статус начальника подобной организации, при этом устанавливается повышенный уровень его ответственности за результативность деятельности предприятия и финансовых результатах коммерческой деятельности.

Программа, виды и особенности деятельности унитарных предприятий и его учредительные документы рассмотрен ниже.

Учредительные документы и программа деятельности

Учреждение унитарного предприятия производится по решению правительственных, федеральных и муниципальных органов. На сегодня единственным учредительным документом является Устав, утвержденный представленным собственником. Это может быть любой орган власти от правительства страны, субъекта федерации, до регионального или местного самоуправления. Устав содержит следующие данные:

  • Солидарные цели предметов деятельности.
  • Структура его органов.
  • Размер учредительного фонда. Государственные УП – 5 000 Мрот, муниципальные – 1 000 Мрот.
  • Направления использования получаемых прибылей.
  • Устав муниципального унитарногопредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предусматривает распределение полученных доходов.

Главными этапами и основными направлениями, оговоренными в пункте 4 ст. 8 ФЗ «Об унитарных предприятиях …» в планируемой деятельности УП обозначено все моменты деятельности.

В случаях, когда крайне необходимо использовать запрещенное к приватизации имущество, следует решать различные социальные задачи, требуется осуществление работ в направлении научно-технического усовершенствования и технологий.

Кроме этого, в программу УП входят вопросы выпуска товаров, работ и услуг, потребителем которых являются РФ в целом, регионы и субъекты, муниципалитеты и общины.

Особую привлекательность приобретают УПнаПХВ в случае крайней необходимости вести деятельность, дотируемую из бюджета или производство убыточного характера.

Про ответственность участников унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения читайте ниже.

Участники и их ответственность

Все моменты деятельности унитарного предприятия в отношении состава участников и учредителей прописаны современным отечественным законодательством. Правовые нормы и описание статусного положения подобных предприятий регулируются Федеральным законодательным актом №161-ФЗ зарегистрированным 14. 11. 2002 года под названием «О государственных и муниципальных …».

Учредителями этого унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения являются государственные, федеральные, региональные и муниципальные властные структуры.

Ими предприятию делегировано право создавать дочерние образования с тем же юридическим статусом в соответствии с п. 7 ст. 114 ГК РФ.

При этом учредителю дано право становиться собственником дочерней компании, регистрировать Устав, назначать или увольнять руководителя.

Участниками могут быть также государственные образования, передающие УП в пользование часть своего солидарного имущественного комплекса.

Нормативно обусловлено, что на руководстве и учредителях лежит полная уголовная и административная ответственность за допущенные правонарушения в сфере экономической деятельности. Налоговое законодательство предусматривает достаточно серьезные меры при ведении незаконной коммерции, получении незаконных доходов, оформлении кредитов в банках, членства финансовых союзов и организаций.

Про изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия читайте ниже.

Имущество УПнаПХВ и его изъятие

Имущественный вопрос в данном случае наиболее серьезная проблема правового поля. При образовании подобного юридического лица имущество, находящееся в распоряжении государства, передается на баланс предприятия с достаточно серьезными ограничениями.

При отсутствии согласия учредителя УП не проводит никаких операций по купле – продаже недвижимости, сдаче в аренду, образовывать из имущества капитал других коммерческих фирм.

При этом производственное оборудование и выпущенные товары, продукция и услуги пребывают в хозяйственном ведении.

Продажа недвижимости федерального УП, пребывающей у него на правах хозяйственного ведения, возможна исключительно с аукциона.

Организатор торгов – лицо, которое заключило соглашение с руководителем предприятия.

Согласовать подобные сделки относительно федерального имущественного комплекса УП можно только с Федеральным агентством управления. Из полученной на торгах суммы высчитываются следующие расходы:

  1. Затраты предприятия на проведение продажи.
  2. Фактические расходы регламентированы рамки – не более 3% от продажной цены имущества и стоимости по балансу.
  3. Остальная сумма должна в двадцати пятидневный срок перечисляться в бюджет федерального значения.

Реорганизация в товарищества, общества и ликвидация подобных предприятий производится на общих основаниях. В любом случае имущество отчуждается и подлежит дальнейшей приватизации.

Изъятие недвижимости производится на основании специального законодательства при возбуждении ответственности за масштабные правонарушения со стороны собственника или собственно руководства УП.

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/yuridicheskie-litsa/vidy-subektov/unitarnoe-predpriyatie-na-prave-hozyajstvennogo-vedeniya.html

Унитарное предприятие участники учредительные документы

В сфере ведения какого органа государственной власти находится унитарное предприятие

Унитарное предприятиекоммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.

Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного веденияили оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Особенности:

1) унитарные предприятия осуществляют свою деятельность не на базе своего собственного имущества, а на базе государственного или муниципального имущества. Т.е. данные субъекты обладают имуществом на ограниченном вещном праве.

2) УП в соответствии со ст.3 Закона обладают специальной правоспособностью. Не является общей. УП может иметь гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности. Предмет, цель деятельности УП отражаются в Уставе УП.

3) имущество УП является единым, не распределяется по вкладам, долям.

Виды государственных и муниципальных УП. 2 большие группы:

1) те предприятия, которые обладают имуществом на праве хозяйственного ведения. К их числу относятся федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъекта и муниципальные предприятия.

2) УП, которые обладают имуществом на праве оперативного управления. Для обозначения специальный термин – казенные предприятия. Субъектами, которые могут создавать – 3: федерация, субъект, муниципалитет. Например, федеральное казенное предприятие. Делаем вывод из названия о том, на каком праве принадлежит имущество предприятия и кто является собственником.

Отличие казенных предприятий от УП:

1) КП обладают имуществом на праве оперативного управления, все иные предприятия – на праве хозяйственного управления.

2) КП не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Право ОУ предоставляет меньшим объем правомочий. Только с согласия собственника.

3) КП в соответствии с п.4 ст.61 ГК РФ не мб признаны банкротами.

4) государство несет дополнительную ответственность по обязательствам КП, если имущества этих предприятий недостаточно.

5) в КП не формируется уставный фонд.

УЧРЕЖДЕНИЕ УП.

Учредителем УП мб РФ, субъект РФ, муниципалитет. Совместно учреждать не могут. Решениеоб учреждении УП принимает уполномоченный государственный или муниципальный орган.

Например, от имени РФ – Правительство РФ. Если на праве хозяйственного ведения, решение об учреждении может принять не только Правительство, но иные уполномоченные органы.

КП – решение может принимать только Правительство РФ.

Ст.3 Закона предусматривает специальную правоспособность. Ст.8 дополняет, устанавливает перечень целей деятельности, для достижения которых могут создаваться УП, КП.

Например, цель создания УП – необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

– необходимость осуществления отдельных видов деятельности, продажи товаров по минимальным ценам – достижение каких-либо социальных задач.

– осуществление научной, научно-технической деятельности, в отраслях, которые связаны с обеспечением безопасности РФ.

– необходимость производства отдельных видов продукции и товаров, которые изъяты из оборота / ограничены в оборотоспособности.

КП создаются по сути для достижения тех же самых целей. Особенность – специальная цель – необходимость осуществления такой деятельности, которая по закону может осуществляться только КП; необходимость произведения, выработки продукции, выполнения работ, услуг, большая часть которых предназначена для федеральных нужд, нужд субъекта или муниципалитета.

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УП.

В Уставе УП обязательно должны содержаться сведения:

– полное и сокращенное фирменное наименование,

– местонахождение данного ЮЛ,

– цели создания УП,

– сведения об указании на тот орган, который осуществляет полномочия собственника,

– порядок назначения, освобождения от должности руководителя УП

– перечень фондов, которые создаются на конкретном УП, порядок их формирования, размер.

Если УП на праве хозяйственного ведения, не являющееся КП – дополнительно включаем в Устав и иные сведения:

– о размере уставного фонда. В КП уставный фонд не формируется.

– информация о порядке и источниках формирования уставного фонда, за счет каких средств, в каком порядке.

– направления расходования прибыли данного УП.

УПРАВЛЕНИЕ УП.

2 категории вопросов:

1) полномочия собственника имущества в отношении управления УП.

2) непосредственный орган управления.

Правомочия собственника в отношении управления УП:

1) правомочия собственника по созданию, реорганизации и ликвидации УП. Без воли собственника УП не может появиться. Решение о создании УП.

Утверждает учредительные документы, утверждает Устав. Полномочие по принятию решения о реорганизации и ликвидации УП. Определяет внешнюю структуру этого УП, т.е.

собственник дает свое согласие на создание филиалов или открытие представительств этого УП.

2) специальные правомочия собственника непосредственно по осуществлению управления. Именно собственник утверждает план финансово-хозяйственной деятельности УП.

Утверждает отчеты о деятельности и бухгалтерскую отчетность. Собственник назначает на должность руководителя и освобождает руководителя от должности. Подписывает трудовой договор с руководителем УП, определяет его условия и т.д.

Собственник дает согласие на прием на работу главного бухгалтера.

3)правомочия в сфере распоряжения имуществом.

– собственник осуществляет контроль за использованием имущества по назначению в соответствии с целями и контролирует сохранность данного имущества. Дает согласие на совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

– собственники имущества в зависимости от вида УП дают согласие на распоряжение имуществом предприятия в случаях, предусмотренных законом.

Дополнительные правомочия в КП:

– в отношении имущества КП собственник вправе принять решение об изъятии имущества при условии, если имущество излишнее, не используется или используется не по целевому назначению.

– собственник может доводить до данного предприятия обязательные указания по совершению конкретных действий.

– собственник также утверждает смету доходов и расходов.

Орган управления УП – единоличный исполнительный орган – директор / генеральный директор. Его назначает собственник.

Права директора:

– директор УП вправе действовать без доверенности от имени УП. Подтверждаем факт, что это лицо является действительно директором. Решение о назначении данного субъекта. Если договор от имени УП иным субъектом (не директором) – подтверждение полномочий данного субъекта – действует на основании доверенности.

– директор УП определяет структуру, штатное расписание, осуществляет прием на работу от лица УП, подписывает трудовые договоры, выдает доверенность от имени УП на совершение действий. Иначе не порождает правовых последствий.

– главная цель деятельности – обеспечить организацию исполнения всех заданий собственника имущества, т.е. привести волю собственника в исполнение.

Закон устанавливает и ограничения. Запрещено директору УП заниматься иной оплачиваемой деятельностью кроме научной, преподавательской, творческой.

Не может предпринимательской деятельностью, не может занимать должности единоличных исполнительных органов в коммерческих организациях, не вправе входить в коллегиальные органы в коммерческих организациях.

Руководитель отчитывается по деятельности УП.

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ УП.

Порядок распределения прибыли / дохода УП зависит от того, на каком ограниченном вещном праве передано имущество данному УП.

Дата добавления: 2015-10-12 ; просмотров: 667 . Нарушение авторских прав

Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Помимо сведений, указанных в ст.

113 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] , правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Российская Федерация [ править | править код ]

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/unitarnoe-predprijatie-uchastniki-uchreditelnye.html

Юрист решит
Добавить комментарий