Возврат средств во временном распоряжении бюджетного учреждения в 2018 году

Методология и практика учета

Единственная отличительная характеристика средств во временном распоряжении указана в п. 267 Инструкции № 157н1 — при наступлении определенных условий они подлежат возврату плательщику или перечислению по назначению (например, в доход соответствующего бюджета). Из чего можно заключить, что, если эти условия не наступят, данные средства зачисляются в состав доходов учреждения.

При организации бухгалтерского учета и разработке положений учетной политики нужно проводить четкую границу между собственными доходами учреждения и средствами во временном распоряжении.

Дело в том, что на дату поступления средств во временное распоряжение у учреждения нет правовых оснований рассматривать этот факт как увеличение экономических выгод или получение возможности полезного использования денег в течение отчетного периода.

На практике к средствам во временном распоряжении, в частности, относятся:

  • суммы, поступившие от участников закупки в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе в соответствии со ст. 44 Закона № 44-ФЗ2;
  • суммы, поступившие от поставщика (исполнителя, подрядчика) в качестве обеспечения исполнения контракта согласно требованиям ст. 96 Закона № 44-ФЗ;
  • денежные средства, полученные на ответственное хранение: – суммы, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами (при наложении ареста на имущество обвиняемого или подозреваемого); – средства больных, находящихся в учреждениях здравоохранения; – средства, выплачиваемые пенсионерам и инвалидам, проживающим (постоянно или временно) в стационарных учреждениях социального обслуживания; – средства, выплачиваемые детям, находящимся на полном государственном обеспечении в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях;- пенсии гражданам, находящимся на лечении в психиатрических лечебных учреждениях;
  • залоговые суммы, вносимые, в частности: – обвиняемыми (подозреваемыми) с санкции уполномоченных должностных лиц;- арендаторами, например по договору проката.

Для бюджетных учреждений, обслуживающихся в органах казначейства, как правило, не предусматривается возможность открытия отдельных лицевых счетов для учета средств во временном распоряжении.

Так, согласно пп. 5, 6 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений денежные средства зачисляются на тот же лицевой счет, на котором отражаются:

  • субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий;
  • суммы, получаемые в рамках приносящей доход деятельности.

Отметим, что расчеты по средствам во временном распоряжении могут производиться не только в безналичном порядке. Допускается прием и возврат (передача по принадлежности) наличных денег через кассу учреждения.

Конкретный порядок взаиморасчетов по определенным видам средств, поступающих во временное распоряжение, может определяться соответствующим правовым актом.

По смыслу положений Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки, в частности, путем проведения аукциона, в извещении, а также в документации о закупке должны быть указаны реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения исполнения контракта (в случае если участник закупки выберет этот способ обеспечения).

Причем обеспечение будет считаться предоставленным только при условии поступления денежной суммы на лицевой счет заказчика (ответы на вопросы 12, 13 в письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889).

Из содержания ч. 3, 6 ст. 70, ч. 3, 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод, что документ, размещаемый в единой информационной системе (на официальном сайте) участником закупки, должен подтверждать зачисление денежных средств на счет заказчика. Это означает необходимость осуществления такого платежа именно в безналичном порядке.

Бюджетные учреждения при осуществлении капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности могут заключать от лица органов власти (местного самоуправления) государственные (муниципальные) контракты. Для оплаты обязательств по этим контрактам органы власти (местного самоуправления) открывают в казначейских органах специальные лицевые счета по переданным полномочиям.

Однако денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, обеспечения исполнения контракта, в данном случае должны зачисляться не на лицевой счет по переданным полномочиям, а на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытый соответствующему органу власти (местного самоуправления).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России № 02-01-09/31807, Федерального казначейства № 42–7.4–05/5.7–400 от 01.07.2014, Федерального казначейства от 06.08.2014 № 42–7.4–05/5.1–486.

Бухгалтерский учет

Раздельный учет. Для обособления операций со средствами во временном распоряжении в разряде 18 номеров счетов бухгалтерского учета указывается код вида деятельности 3 (п. 21 Инструкции № 157н). Вести раздельный учет таких средств от иных поступлений важно по следующим причинам.

Как известно, бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями собственниками, и недвижимого имущества. Особенности распоряжения имуществом учреждений установлены пп. 5, 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ.

Денежные средства к особо ценному движимому имуществу не относятся (постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538, письмо Минфина России от 04.09.2012 № 02-06-10/3517).

Следовательно, остатки денежных средств (в т. ч. субсидий) могут быть направлены на погашение обязательств учреждения. В настоящее время обращение взыскания на средства бюджетных учреждений производится в порядке, предусмотренном ч. 20 ст.

30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и ст. 46 Налогового кодекса РФ.

На средства во временном распоряжении приведенные требования законодательства не распространяются — это имущество не переходит в оперативное управление учреждений.

В то же время они учитываются на одном лицевом счете со средствами от приносящей доход деятельности и субсидиями на выполнение заданий. Поэтому защитить средства во временном распоряжении от взыскания получается не всегда.

Для этого в учреждении должен быть организован их обособленный учет от иных средств.

Проблема организации обособленного учета наличных денег в кассе была решена с вступлением в силу Приказа № 52н3. Утвержденная этим приказом форма Кассовой книги (ф. 0504514) предусматривает отдельные графы 6, 7 для отражения операций по поступлению и выбытию средств во временном распоряжении.

Типовые корреспонденции счетов. Согласно п. 267 Инструкции № 157н для учета расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, предназначен счет 304 01. Принимая во внимание характер данных средств, их поступление по своей экономической сущности не является доходом учреждения.

В соответствии с положениями разд. V Указаний № 65н4 операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в т. ч. поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Разъяснения по этому вопросу содержатся в письмах Минфина России от 08.10.2014 № 02-07-07/50609, от 16.03.2015 № 02-05-10/14013, Федерального казначейства от 15.12.2014 № 42–7.4–05/2.2–772.

Перечисление учреждениями своим контрагентам обеспечительных платежей, залоговых сумм не могут рассматриваться в качестве расходных операций. Соответственно оно также должно отражаться в учете с применением кодов 510 и 610 КОСГУ (письмо Минфина России от 27.04.2015 № 02-07-07/24261).

Согласно пп. 72, 73, 84, 85, 135, 136 Инструкции № 174н5 движение средств во временном распоряжении отражается в бухгалтерском учете с применением следующих корреспонденций:

№  п/п операцииБухгалтерская записьдебет счетакредит счета

1 Поступление денежных средств во временное распоряжение:
• на лицевой счет 3 201 11 510 забалансовый счет 17 (код 510 КОСГУ) 3 304 01 730
• на банковский счет 3 201 21 510 забалансовый счет 17 (код 510 КОСГУ) 3 304 01 730
• в кассу 3 201 34 510 забалансовый счет 17 (код 510 КОСГУ) 3 304 01 730
2 Внесение наличных денег, поступивших во временное распоряжение, из кассы на лицевой счет 3 210 03 560 забалансовый счет 18 (код 610 КОСГУ) 3 201 34 610
3 Зачисление на лицевой счет средств во временном распоряжении, поступивших из кассы учреждения 3 201 11 510 забалансовый счет 17 (код 510 КОСГУ) 3 210 03 660
4 Перечисление средств во временном распоряжении с лицевого счета в кассу для выплаты наличных денег 3 210 03 560 забалансовый счет 18 (код 610 КОСГУ) 3 201 11 610
5 Поступление наличных денег, находящихся во временном распоряжении, с лицевого счета в кассу 3 201 34 510 забалансовый счет 17 (код 510 КОСГУ) 3 210 03 660
6 Возврат средств, поступивших во временное распоряжение, их владельцу
• с лицевого счета 3 304 01 830 забалансовый счет 18 (код 610 КОСГУ) 3 201 11 610
• с банковского счета 3 304 01 830 забалансовый счет 18 (код 610 КОСГУ) 3 201 21 610
• из кассы 3 304 01 830 забалансовый счет 18 (код 610 КОСГУ) 3 201 34 610

В соответствии с п. 268 Инструкции № 157н аналитический учет денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на Многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю в разрезе видов поступлений (обязательств, в обеспечение которых они поступили) и направлений использования средств.

Синтетический учет операций по счету 304 01 ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. 269 Инструкции № 157н).

Списание задолженности, не востребованной кредиторами. Средства во временном распоряжении, которые не были истребованы законным владельцем в течение срока исковой давности, могут переводиться в состав собственных средств учреждения путем списания соответствующих сумм в дебет и кредит счета 3 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»6.

Одновременно списанная с баланса сумма отражается на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» (п. 371 Инструкции № 157н).

Данная операция осуществляется при наличии документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора (владельца), отсутствие требований со стороны правопреемников (наследников).

Таким образом, в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:

№ п/п операцииБухгалтерская записьдебет счетакредит счета

1 Списана с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение, не востребованная владельцем 3 304 01 830 3 304 06 730
2 Переведены в состав собственных доходов средства во временном распоряжении, не востребованные кредиторами 2 205 81 560 2 401 10 180
3 Учтена за балансом списанная задолженность 20
4 Погашена задолженность по начисленным доходам 2 304 06 830 2 205 81 660
5 Отражен перевод денежных средств с вида деятельности 3 на вид деятельности 2 в рамках одного лицевого счета:
• списаны денежные средства с вида деятельности 3 3 304 06 830 забалансовый счет 18 (код 610 КОСГУ) 3 201 11 610
• зачислены денежные средства на вид деятельности 2 2 201 11 510 забалансовый счет 17 (код 180 КОСГУ) 2 304 06 730

Бухгалтерская отчетность

Хотя средства во временном распоряжении и не являются собственными доходами учреждения, в соответствии с Инструкцией № 33н7 данные по счетам с видом деятельности 3 подлежат отражению в следующих формах бухгалтерской отчетности:

  • Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) — гр. 5, 9 «приносящая доход деятельность»;
  • Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) — гр. 4, 5, 8, 9, 12, 13 «деятельность по государственному заданию, приносящая доход деятельность»;
  • Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) — гр. 6 «приносящая доход деятельность»;
  • Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  • Сведениях об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).

Согласно положениям п. 34 Инструкции № 33н Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) по виду деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» учреждениями не составляется и не представляется в составе годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности.

Отвечала А. Н. Суховерхова, главный бухгалтер — заместитель начальника Финансово-экономического управления ФГБУ «ФКП Росреестра»

Источник: https://e.budzhetvo.ru/440507

Средства получены «на время»

Сайт журнала «Учет в учреждении»Электронный журнал «Учет в учреждении»

Что такое «средства во временном распоряжении»

Средства получены «на время». Средства во временном распоряжении бюджетного учреждения – это средства, зачисляемые на его лицевой счет (по каким-либо причинам и для каких-либо целей), владельцем которых учреждение само не является, а также средства, принадлежность которых какому-либо собственнику временно не установлена. Условно такие средства можно разделить на три вида.

«Временные» средства, относящиеся к основной деятельности

На федеральном уровне основной объем указанных средств образуется за счет денег, изъятых органами дознания, органами предварительного следствия (правоохранительными органами) у подозреваемых в совершении преступлений.

Сюда же относят и залоговые суммы, вносимые за подозреваемых. После вынесения приговора (решения, определения) судебных органов, прокурора деньги либо перечисляют в доход бюджета, либо возвращают подозреваемому.

В данном случае все зависит от приговора (решения, определения) судебных органов, прокурора.

Как средства во временном распоряжении следует также рассматривать суммы налогов, поступающие от налогоплательщиков – физических лиц местной администрации, заменяющей кредитную организацию, согласно пункту 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ, в случае отсутствия в населенном пункте банка.

Кроме того, во временном распоряжении бывают средства, принадлежащие инвалидам, ветеранам, проживающим в специализированных домах-интернатах (например, пенсии). По заявлению владельца такие средства могут быть использованы для оплаты проживания в интернате и для приобретения каких-либо материальных ценностей.

Средства во временном распоряжении при проведении аукционов

В связи с введением в действие Федерального закона от 21 июля 2005 г.

№ 94-ФЗ растет объем средств, поступающих учреждениям при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд путем проведения аукционов.

За участие в них «претенденты на получение заказа» перечисляют взносы на счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение. Эти суммы либо возвращают участнику, либо перечисляют в доход бюджета (в зависимости от результата аукциона).

Согласно Инструкции по бюджетному учету, средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.

Самостоятельно данными средствами учреждение не распоряжается. Ведь они находятся у него всего лишь на ответственном хранении.

Закупать за счет этих средств товары и имущество можно, но только по доверенности, полученной от владельца средств, и если ценности затем будут переданы владельцу.

Средства, поступающие при приватизации госимущества

Еще один источник – это средства, поступающие при проведении приватизации государственного (муниципального) имущества путем проведения аукционов, за участие в которых также перечисляют взносы.

«Специальный» лицевой счет

Средства получены «на время». В соответствии с законом о федеральном бюджете на определенный год средства, поступающие во временное распоряжение федеральных органов государственной власти (бюджетных учреждений), учитывают на специальных лицевых счетах, открытых ими в территориальных органах Федерального казначейства.

Порядок учета средств в казначействе

Федеральным бюджетным учреждениям лицевые счета по учету операций с «временными» средствами открывают в том же порядке, что и лицевые счета по учету операций с другими средствами федерального бюджета. Порядок их открытия утвержден приказом Казначейства России от 7 сентября 2005 г. № 17н.

Таким образом, на федеральном уровне все «временные» средства перечисляют на счета в органах Федерального казначейства, открытых в учреждениях Банка России на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение».

Поступления отражают на соответствующих лицевых счетах учреждений.

Документы для открытия лицевого счета

Для открытия лицевого счета необходимо, чтобы учреждение было внесено в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Открывая счет, учреждение представляет в казначейство: – заявление на открытие лицевого счета; – карточки с образцами подписей, заверенные подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации, оттиском гербовой печати или нотариусом; – копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально (если эти документы были представлены ранее, то повторно они не представляются);

– копии законодательных и иных нормативных правовых актов, которые дают учреждению право на операции со средствами, поступающими во временное распоряжение.

Формы заявления и карточки с образцами подписей приведены в приложениях к приказу Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н.

Платежные и расчетные документы

Платежные документы на перечисление средств на счет владельца учреждение оформляет с учетом требований, установленных Положением ЦБ РФ и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 298-П, № 173н. По этим же правилам оформляют и платежные документы на перечисление денег с лицевого счета в доход бюджета.

Однако в последнем случае выполняют еще и правила, утвержденные приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н. Так, в поле «Назначение платежа» платежного документа код бюджетной классификации РФ (КБК) не указывают. Расчетные документы на перечисление средств на «специальный» счет федеральных бюджетных учреждений оформляют также без указания КБК.

При зачислении наличных денежных средств федеральные учреждения применяют порядок, установленный приказом Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 85н.

Обратите внимание: если платежные поручения оформляют на возврат денег владельцу, то следуют требованиям, которые установлены Положением, утвержденным ЦБ РФ и Минфином России 13 декабря 2006 г. № 298-П, № 173н.

А вот когда средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, перечисляют в соответствующий бюджет, то при подготовке платежных поручений применяют правила их заполнения, утвержденные приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н.

Бухгалтерский учет

Для учета средств, полученных во временное распоряжение, используют код источника финансирования 3. При отражении таких сумм на лицевом счете бухгалтер записывает операцию зачисления и списания денег в журнале операций с безналичными денежными средствами (форма по ОКУД 0504071). Проводки в этом случае выглядят так:

На региональном (муниципальном) уровне порядок учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений, устанавливают соответствующие финансовые органы.

Обратите внимание: сохранность средств, а также их целевое расходование (приобретение товаров и передача их по назначению) обеспечивают административными мерами и на других счетах бюджетного учета не отражают.

Например, средства инвалидов не принадлежат учреждению-интернату, поэтому их нельзя учитывать на счетах 105 00 000 «Материальные запасы» и 302 22 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению материальных запасов».

Ведь эти счета предназначены для учета средств именно учреждения.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/52988-sredstva-polucheny-171na-vremya187

Проект нормативного правового акта

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Нижегородской области от 22 декабря 2017 года”Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 № 173-З и 2020 годов”

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок отвлечения в 2018 году остатков средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений Нижегородской области.

2.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о.министра финансов О.Ю.Сулима

УТВЕРЖДЕН
приказом министерства финансов Нижегородской области от №

Порядок
отвлечения в 2018 году остатков средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений Нижегородской области

1.

Настоящий порядок разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 173-З «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и устанавливает правила перечисления в областной бюджет остатков средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений, финансируемых из областного бюджета, а также их возврата из областного бюджета на соответствующий счет до 31 декабря 2018 года.

2.

В целях обеспечения ликвидности счета областного бюджета и обеспечения кассовых выплат по расходам областного бюджета управление областного казначейства, по мере необходимости, осуществляет перечисление остатков средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений Нижегородской области, со счета министерства финансов в Волго-Вятском ГУ банка России № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение» (далее — счет № 40302) на лицевой счет министерства финансов Нижегородской области в Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области (далее УФК), предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов РФ и кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ № 02… (далее — лицевой счет № 02). Указанный лицевой счет открыт на счете УФК по Нижегородской области в Волго-Вятском ГУ банка России № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» (далее — счет № 40201).

3. Сумма перечислений определяется в процессе исполнения кассового плана исполнения областного бюджета.

При этом, в безусловном порядке обеспечивается потребность в средствах на кассовые выплаты получателей со счета № 40302.

Нарушение сроков проведения кассовых выплат за счет средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений Нижегородской области по причине отсутствия средств на счете № 40302 не допускается.

4. Для осуществления операций по перечислению вышеуказанных средств управление областного казначейства формирует в программном комплексе «АЦК-Финансы» внутренние дебетовые документы, в соответствии с которыми оформляются платежные поручения.

В платежных поручениях в поле «Идентификатор платежа» указывается классификация источников финансирования дефицита областного бюджета в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и согласованная с управлением исполнения бюджета и консолидированной отчетности.

На основании сформированных платежных поручений оформляются распоряжения на перечисление средств со счета № 40302, которые подписываются руководителем министерства финансов Нижегородской области или уполномоченными лицами, имеющими право первой и второй подписи на документах.

Электронные платежные документы выгружаются в систему «Автоматизированное рабочее место клиента Банка России» (АРМ КБР) и отправляются в Волго-Вятском ГУ банка России для перевода средств на счет УФК по Нижегородской области № 40201. Далее указанные средства зачисляются на лицевой счет № 02.

5. При недостаточности средств на счете министерства финансов Нижегородской области № 40302 для проведения кассовых выплат за счет средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений Нижегородской области, управление областного казначейства осуществляет возврат средств с лицевого счета № 02 на указанный счет в пределах ранее перечисленных средств на лицевой счет № 02.

Для осуществления возврата средств в программном комплексе «АЦК-Финансы» формируются внутренние дебетовые документы, в соответствии с которыми оформляются платежные поручения.

В платежных поручениях в поле «Идентификатор платежа» указывается классификация источников финансирования дефицита областного бюджета в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и согласованная с управлением исполнения бюджета и консолидированной отчетности.

Далее, оформляются распоряжения на перечисление средств с лицевого счета № 02, которые подписываются руководителем министерства финансов Нижегородской области или уполномоченными лицами, имеющими право первой и второй подписи на документах.

Электронные платежные документы выгружаются в программу систематизированного удаленного финансового документооборота (СУФД), где проходят процедуру автоматического контроля. Затем подписываются электронной подписью (ЭП) и отправляются в УФК по Нижегородской области для перевода средств на счет министерства финансов Нижегородской области № 40302.

6. Суммы, подлежащие возврату из областного бюджета на счет № 40302 перечисляются управлением областного казначейства до 31 декабря 2018 года.

_______________________________

Скачать документ

  • Проект нормативного правового актаdoc, 448 кБ

Источник: https://government-nnov.ru/?id=206892