Вывоз тбо это коммунальная или жилищная услуга на 2018 год

Совсем недавно вывоз твердых бытовых отходов входил в перечень услуг по ремонту и содержанию жилых помещений. С 2016 года ситуацию поменяли введенные правила по хранению и утилизации отходов.

Вы можете полностью прослушать эту статью в нашем подкасте:https://strazhchistoty.ru/wp-content/uploads/2018/10/Iz-TKO-v-TBO.mp3

Содержание

Из ТКО в ТБО

В постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг» от 6 июня 2011 года был добавлен раздел XV, регулирующий вопросы по вывозу ТКО (твердых коммунальных отходов).

Термин ТКО сменил ранее применявшийся термин ТБО (твердые бытовые отходы).

В этом разделе освещены правила заключения договоров между исполнителем услуги и потребителем, порядок расчета и взаимные права и обязанности.

Это было сделано для приведения в соответствие с исправленной ст. 154, п.4 Жилищного кодекса РФ, согласно которой работы с ТКО стали входить в коммунальные услуги и оплачиваться по отдельной строке.

Теперь в содержание общедомовых расходов входит лишь вывоз жидких бытовых отходов. Таким образом, вывоз ТБО выведен из состава жилищных услуг и включен в коммунальные услуги.

Оказание услуг по обращению с ТКО

В состав услуг по обращению с ТБО входит:

  • организация места сбора и сбор ТБО. Обычно это контейнеры, но иногда их организовывают, как специализированные пункты приема макулатуры или металлолома. Такие места обязаны соответствовать экологическим нормам;
  • логистика заключается в вывозе твердых бытовых отходов и перевозке к специальным местам хранения или захоронения. Услуга включает в себя погрузку на месте сбора мусора и выгрузку на полигоне;
  • утилизация отходов, при сжигании которых в атмосферу не выделяются опасные вещества. К таким относят утиль, который можно подвергнуть вторичной переработке и использованию, например, бумага или неокрашенное дерево;
  • хранение опасных отходов в специальных местах. Чаще всего происходит захоронение такого мусора, но изредка хранят и на открытом воздухе.

При этом работа с жидкими бытовыми отходами остается в ведении муниципальных организаций.

Ответственность за сбор и вывоз ТБО теперь возложена на региональных операторов, которые создаются в каждом регионе.

Жилищные организации по закону могут и сами заниматься такой деятельностью, но юридические моменты при этом остаются довольно сложными. Процедура получения разрешительных документов непростая и длительная.

Требования, предъявляемые жилищным организациям для получения разрешения на сбор и вывоз ТБО:

  • иметь собственные мусоровозы;
  • организовать места сбора ТБО и оснастить их специальными контейнерами;
  • обустроить место захоронения или полигон для хранения твердых коммунальных отходов или заключить договор с организацией, имеющей такие объекты.

Таких жилищных организаций пока нет, поэтому сбор и транспортировку ТБО осуществляет региональный оператор, пока не появятся частные компании, имеющие лицензию на эти типы работ.

Договор на вывоз ТБО: Образец (Скачать бесплатно)

Для увеличения картинки нажмите на нее

Для увеличения картинки нажмите на нее

Для увеличения картинки нажмите на нее

В стране будет создана специальная структура по надзору за соблюдением правил сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

Пока эти функции осуществляют государственные власти в регионах, которые:

  • устанавливают цены на каждый вид работ;
  • контролируют работу регионального оператора;
  • определяют коэффициенты при повышении стоимости услуг;
  • принимают и рассматривают жалобы.

Если при вывозе мусора возникают претензии, то жалоба направляется сразу региональному оператору.

Если там проигнорировали заявление, то далее претензия идет по инстанциям выше, вплоть до главы администрации города или региона.

Помимо этих организаций, жалоба может быть подана в Роспотребнадзор.

Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов

Так как сбор и вывоз твердых бытовых отходов стал коммунальной услугой, был принят ряд правил, регулирующих порядок предоставления услуг в этой сфере деятельности:

  • правила обращения с твердыми бытовыми отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ «Об обращении…» от 12.11.2016 № 1156, устанавливающие нормативы и порядок предоставления услуг по сбору и вывозу ТБО региональными операторами;

Источник: https://strazhchistoty.ru/ecology/tko/vyvoz-tbo-kommunalnaya-usluga.html

Вывоз ТБО из многоквартирных домов – это коммунальная или жилищная услуга?

Законодательство в сфере деятельности с бытовыми отходами постоянно меняется. Поэтому возникают сомнения: вывоз ТБО это коммунальная или жилищная услуга. Рассмотрим проблему подробнее.

К какому виду услуг относится вывоз бытовых отходов?

В 2016 году в жилищный кодекс РФ внесены поправки, относящие сбор и удаление ТБО к коммунальным услугам.

Аббревиатуру ТБО законодательно заменили на ТКО – твердые коммунальные отходы.

До внесения изменений оплата за ТБО в многокартирном доме входила в содержание общего имущества многоквартирного дома. Теперь потребителям коммунальных услуг необходимо оплачивать удаление отходов отдельно.

Кто регулирует данную услугу?

В соответствии с действующим законодательством ответственность за организацию сбора и удаления коммунальных отходов возложена на региональных операторов. Подобный подход обеспечивает единство оказания услуги для жителей каждого района.

Первичная сортировка проходит на этапе сбора отходов, до их вывоза на мусороперерабатывающий завод

Отдельные регионы страны закреплены за конкретным региональным оператором по обращению с ТКО. Оператор вправе осуществлять деятельность по работе с коммунальными отходами самостоятельно, либо нанимать субподрядные организации.

Определяется регоператор в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2016 года по результатам проведения электронного конкурса.

Организаторами отбора являются органы власти заинтересованного субъекта РФ.

К участникам предъявляются жесткие требования, поэтому жилищные организации автоматически утратили возможность собирать коммунальные отходы на территориях населенных пунктов.

Оплата за вывоз ТБО в многоквартирном доме

Переход на новую систему обращения с ТБО привел к изменению стоимости сбора и доставки коммунальных отходов на полигоны.

Вам будет интересно!  Опасные отходы, требующие особой утилизации

Как рассчитывают вывоз ТБО для жильцов дома?

Стоимость удаления ТКО вычисляется исходя из целесообразности выполнения указанной деятельности региональным оператором. Любые повышения тарифа потребуется обосновать.

Расчет платы за вывоз мусора в многоквартирном фонде осуществляется исходя из количества фактически проживающих человек в определенной квартире.

Если до внесения поправок в ЖК РФ в отдельных субъектах действовали госконтракты по обращению с ТКО сроком более десяти лет, то до его истечения сбор отходов осуществляется по-старому. Жильцы оплачивают мусор в составе содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Оплата за ТБО в многоквартирном доме в жилищном кодексе

В соответствии с жилищным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 размер стоимости сбора мусора определяется исходя из количества прописанных в жилом помещении жильцов. Однако органы исполнительной власти субъектов вправе принять решение рассчитывать оплату исходя из общей площади.

Вопросы сбора и транспортировки отходов актуальны для каждого. Поэтому требуется держать руку на пульсе и следить за изменениями действующего законодательства.

Источник: https://bezotxodov.ru/othody/vyvoz-tbo-eto-kommunalnaya-ili-zhilishhnaya-usluga

Как оспорить тарифы на вывоз мусора (уменьшить тариф на ТБО) в 2019 году?


Спросить у юриста быстрее. Это бесплатно!

С 1 января 2019 года такая услуга, как сбор и вывоз мусора, из категории жилищных перешла в разряд коммунальных. В квитанциях за ЖКУ появилась новая строка «Обращение с ТБО».

Такие новшества являются частью «мусорной» реформы, цель которой – систематизация обращения с твердыми отходами. Но суммы, указанные в счетах, вызывают у жильцов много вопросов. Более того, квитанции приходят даже хозяевам участков, на которых вообще нет построек.

В связи с этим стоит выяснить, каким образом формируются тарифы и как их можно оспорить.

Особенности взимания платы за вывоз ТБО

Обязанность организации вывоза и утилизации мусора возложена на региональных операторов. Это специальные организации, которые собирают отходы, сортируют и перерабатывают их, а потом вывозят на свалки.

При этом предполагается, что разные виды ТБО жителям придется выбрасывать в разноцветные контейнеры. Для органических и бытовых отходов будут предназначены серые контейнеры, а для сухого мусора (стекла, пластика, бумаги) – синие. Вывозить отходы тоже должны машины разных цветов. Но пока новые контейнеры появились далеко не везде, зато плата за услугу выросла.

Тарифы на вывоз ТБО определяются региональными операторами при участии местных властей. Они могут рассчитываться исходя из количества жильцов или площади квартиры. Каждый регион имеет право самостоятельно выбирать удобный вариант

Стоимость такой работы в разных субъектах Федерации существенно отличается. Так, региональные операторы Воронежа оценивают свои услуги в 165 руб. с человека. Самые гуманные расценки установлены для жителей Северного Кавказа: в Дагестане вывоз мусора обходится 29 руб. Актуальные тарифы для конкретного региона указываются на сайтах местных администраций.

В стоимость услуги, которую жители видят в квитанции, входит как сбор, транспортировка и уничтожение отходов, так и сопутствующие расходы. В их числе – администрирование деятельности, затраты на бензин, техническое обслуживание транспорта, зарплату персоналу.

Также, по замыслу авторов «мусорной» реформы, в действующие тарифы закладывается строительство предприятий по переработке отходов, уничтожение несанкционированных свалок, охрана окружающей среды. Правда, пока свалок меньше не становится. Кто их будет расчищать, тоже непонятно, но деньги с жильцов аккуратно берут.

Сделать расчет тарифа на вывоз мусора можно по следующей формуле:

A x (B/C) x D, где каждая буква означает следующее:

  • А – количество человек, проживающих в квартире временно или постоянно, либо площадь объекта.
  • В – норматив накопления отходов за год.
  • С – количество месяцев в году (12).
  • D – цена услуги.

Если жильцы покидают помещение на 5 дней и более, можно подать заявление на перерасчет. К нему прикладываются документы, подтверждающие длительное отсутствие (например, справка о лечении в стационаре или билеты, по которым квартиросъемщик уезжал на отдых).

Также за перерасчетом необходимо обращаться при ошибках в квитанции (к примеру, счета выставляют за троих человек, а в квартире уже проживают двое). В подтверждение придется представить справку о количестве жильцов.

Порядок оспаривания тарифов на вывоз ТБО

В случае завышения оператором тарифов на транспортировку мусора, а также выявления других нарушений законодательства, жильцам приходится отстаивать свои права. Прежде всего стоит проинформировать местные органы о том, что оператор нарушает условия соглашения. Претензия должна быть направлена в инстанцию, подписавшую договор с оператором.

Чтобы узнать, кто именно его заключил, достаточно зайти на сайт исполнителя услуги. Там практически всегда публикуются тексты соглашений. В большинстве случаев контрагентом является соответствующий департамент ЖКХ.

Кроме того, жители могут пожаловаться в следующие инстанции:

  1. Региональная комиссия по энергетике. В компетенции ее сотрудников находится рассмотрение жалоб на неправильное формирование различных тарифов.
  2. Федеральная антимонопольная служба. При подготовке претензии, направляемой в этот орган, необходимо грамотно и подробно изложить причину обращения.
  3. Роспотребнадзор. Обращение в эту службу тоже является действенным способом воздействия на нарушителей.

При отсутствии результатов квартиросъемщики имеют право обратиться в прокуратуру или подать исковое заявление в суд.

Можно ли не платить за вывоз мусора в частном или многоквартирном доме?

В соответствии с законом услуга вывоза мусора предоставляется разным категориям потребителей: жителям частных домов и квартир, расположенных в многоэтажках, юридическим лицам, хозяевам домов, расположенных в садовых товариществах. Все они обязаны своевременно оплачивать услуги региональных операторов. Даже если потребитель не желает тратиться на вывоз ТБО, типовой договор будет составлен без него.

За уклонение от оплаты счетов к должникам применяются санкции. Если период задолженности превысил 2 месяца, начинает начисляться пеня. В случае длительных просрочек (полгода и больше) исполнитель вправе обратиться в суд, и средства будут взысканы принудительно с помощью судебных приставов.

Есть ли льготы на вывоз мусора?

Так как обращение с ТБО – коммунальная услуга, некоторым ее потребителям могут предоставляться льготы. Узнать об особенностях компенсации расходов в конкретном регионе можно в местном отделении соцзащиты.

Как правило, стоимость коммунальных услуг снижается для льготных категорий граждан: инвалидов, ветеранов, многодетных и малообеспеченных семей, матерей-одиночек. Для оформления льготы нужно обратиться к социальным работникам или в одно из отделений МФЦ

Поскольку законодательные изменения, касающиеся сбора и вывоза мусора, произошли недавно, сложившейся практики в этой сфере пока нет. При оплате квитанций за ТБО жителям приходится полагаться на добросовестность регионального оператора. Но если возникают сомнения в том, что счета выставляются правильно, их можно и нужно оспаривать.

Остались вопросы? Мы готовы ответить на них прямо сейчас!

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? СПРОСИТЕ У НАШИХ ЮРИСТОВ:

Источник: https://yur01.com/zkh/kak-osporit-tarify-na-vyvoz-musora-osnovaniya-i-poryadok-deystviy

Обращение с ТКО – что это в квитанции?

Обращение с ТКО – что это такое в квитанции? В этом году начался поэтапный переход к ТКО (услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами) от услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Из этой статьи вы узнаете тонкости работы с региональными операторами ТКО, когда изменения коснутся вас и появятся ли у вас новые обязанности.

Формально термин «твердые коммунальные отходы»  введен еще 1 января 2016 года и пришел на смену ТБО (твердым бытовым отходам), а обращение с ТКО стало одной из коммунальных услуг. Это предусмотрено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. С 1 января 2019 года порядок оплаты за ТКО изменился.

Чтобы начать переход на практике, нужно было сначала создать правовую базу. В 2016–2017 годах была заложена основа:

  • утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156);
  • внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354). Эти нововведения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 (далее — Постановление № 232).

Кто будет оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО

Оказывать данную КУ вы будете вместе с региональным оператором по обращению с ТКО. Вы отвечаете за содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), а региональный оператор — за оказание самой КУ начиная от места накопления.

Услуги по вывозу ТБО/ТКО исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, — обязанность организации, управляющей МКД (подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв.

 постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.

2013 № 290 (далее — Минимальный перечень).

  • Тарифы на ТКО: договор с поставщиками, расчет и учет

Когда заработает новая система коммунальных услуг 

Региональный оператор начинает свою работу при выполнении двух условий:

  1. В субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО.
  2. Орган исполнительной власти субъекта РФ и региональный оператор по обращению с отходами заключили между собой соглашение.

2019

К этому году закончится переход от ТБО к обращению с ТКО.

Эти условия нужно выполнить до 1 января 2019 года. Такие требования установлены ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ и п. 2 Постановления № 232.

Пока в вашем регионе не выполнены два указанных выше условия, вы продолжаете вывозить ТБО и собирать за это плату по-старому.

Как работать с региональным оператором

Вам нужно будет заключить типовой договор на оказание КУ по обращению с ТКО с региональным оператором. Тогда вы на законных основаниях сможете предоставлять эту коммунальную услугу потребителям. Это предусмотрено п. 148(7) Правил № 354. Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

  • Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

Договоры с собственниками помещений на предоставление новой услуги по обращению с ТКО

Оказывать КУ по обращению с отходами до контейнерной площадки и заключать договор с собственниками помещений в МКД будете вы.

Какой договор нужно будет заключить, зависит от способа управления МКД:

  • при управлении УО — договор управления МКД. Заключается между УО и собственниками жилых помещений и машино-мест, лицами, получившими помещения от застройщика, либо застройщиком, товариществом или кооперативом;
  • при управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК — договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Заключается между товариществом или кооперативом и собственниками жилых помещений и машино-мест.

При непосредственном способе управления МКД договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором заключают собственники помещений в МКД.

Такой порядок закреплен п. 148(4) Правил № 354.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, разрешено заключить в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Это предусмотрено п. 148(1) Правил № 354.

Требования к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО

Главное требование — это периодичность вывоза отходов. Частота зависит от температуры на улице:

  • в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) — не реже одного раза в трое суток;
  • в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) — не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз ТКО).

Допустимое отклонение сроков — не более:

  • 72 часов (суммарно) в течение одного месяца;
  • 48 часов единовременно при сред-несуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;
  • 24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.
  • Плата за загрязнение окружающей природной среды-2016

К сведению

Региональный оператор должен направить вам предложение о заключении договора в течение месяца со дня получения соответствующего статуса. Вне зависимости от способа управления МКД региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148(1) Правил № 354).

За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором оно произошло, размер платы снижается на 3,3%.

Требования установлены разд. VII приложения 1 к Правилам № 354.

КУ по обращению с твердые коммунальные отходы не предоставляется на общедомовые нужды. Это предусмотрено п. 148(29) Правил № 354.

Плата за ТКО в счете за коммунальные услуги

Когда в вашем регионе начнет действовать новый порядок, вы должны будете исключить плату за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения. «Обращение с ТКО» нужно будет указать отдельной строкой в квитанции.

Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения.

Размер платы за КУ  в квитанции по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителя рассчитывается по формулам 9(1)—9(8) приложения 2 к Правилам № 354 (пп. 148(30), 148(31), 148(38)). Порядок расчета зависит от двух факторов:

  • принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;
  • раздельно или без разделения производится сбор и накопление ТКО в МКД.
  • Об оптимизации управления твердыми бытовыми отходами в системе ЖКХ

Как содержать места накопления отходов

Содержать места накопления ТКО обязана организация, управляющая МКД, в рамках содержания и ремонта общего имущества. К работам по содержанию мест накопления ТКО относятся:

  • организация и содержание таких мест, в т. ч. обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемников, контейнерных площадок;
  • организация сбора отходов I–IV классов опасности (далее — опасные отходы), например отработанных ртутьсодержащих ламп;
  • передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.

Это предусмотрено подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491 и п. 26(1) Минимального перечня.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102176-tko-kommunalnaya-usluga

Вывоз ТБО — это жилищная или коммунальная услуга

Что представляет собой вывоз ТБО жилищная услуга или коммунальная услуга? Ранее вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) не считался частью коммуналки.

Её предоставляли жилищные организации самостоятельно и за это брали плату в качестве расходов на текущий и капитальный ремонт дома. Однако с 2016 года данная услуга стала отдельным видом коммуналки.

Так, чего нужно ожидать от включения в состав расходов по ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) вывоз мусора?

Что такое ТБО и как за него платить?

Теперь при вывозе мусора коммунальные услуги вырастут. Вывоз ТБО не является отдельной услугой или единым действием, предоставляемым одной организацией. В данную услугу включён целый перечень действий, которые могут осуществляться как самой жилищной организацией, так и дополнительно привлекаемыми учреждениями.

Стоит отметить, что с 2016 года жилищная организация вне зависимости от того, предоставляет ли она услугу самостоятельно либо нанимает специализированное учреждение, должна иметь регистрацию у оператора соответствующего региона. Оператор является единственным лицом, осуществляющим учёт ТБО, мест их хранения. А также оператор предоставляет услугу в полной мере и отвечает за неё.

Что касается самой услуги, то в её состав включены следующие действия:

  1. пунктов сбора по месту проживания людей, которые должны соответствовать экологическим требованиям. Другими словами, за данной услугой стоят действия по организации сбора отходов. В большинстве случаев такие пункты имеют форму контейнера. В исключительных случаях форму отдельного приёмного пункта, к примеру, пункт приёма металлолома или макулатуры.
  2. Логистическая составляющая услуги заключается в вывозе собранных ТБО за пределы населённого пункта и доставка до специализированного места хранения. Данная услуга включает погрузку, а также выгрузку ТБО по месту хранения.
  3. Утилизации подлежат все те ТБО, при сгорании которых не выбрасываются вредные вещества в атмосферу. К ним можно отнести и те отходы, которые подлежат переработке и повторному использованию. К таким отходам можно отнести некрашеное дерево, бумагу и так далее.
  4. Хранение в специализированных для этого местах осуществляется в отношении вредных отходов. Обычно происходит захоронение, однако в редких случаях хранение осуществляется на открытом воздухе.

Вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов) к компетенции операторов не отнесён. Выполнение этих функций также остаётся в ведении муниципальных органов.

Таким образом, вывоз ТБО представляет собой целый комплекс услуг, причём не самого дешёвого характера. По этой причине правительство приняло решение выделить данную услугу в отдельный вид коммуналки.

Стоит отметить, что до 2010 года вывоз ТБО не подразумевал различные услуги. Была единая плата за сбор и вывоз до полигона. Однако изменились экологические нормативы хранения отходов, что сделало невозможным хранение ТБО на специализированных полигонах. Однако до сих пор в некоторых регионах нет специализированных хранилищ.

Порядок определения оператора

Законодательство устанавливает, что оператор является единственным лицом, которое осуществляет вывоз ТБО, его последующую утилизацию или хранение.

Чтобы организация смогла стать оператором по вывозу ТБО, она должна иметь достаточно ресурсов для выполнения следующих функций:

  • сбор в соответствии с требованиями экологических стандартов;
  • транспортировку с использованием специального транспорта;
  • первичную обработку и сортировку собранных ТБО;
  • утилизацию отходов без вредных выбросов;
  • обеззараживание потенциальных источников техногенной или эпидемиологической катастрофы;
  • оборудование мест захоронения и содержание таких мест.

Таким образом, если организация обладает возможностями осуществления подобных функций, то она может участвовать в конкурсе на роль оператора вывоза ТБО.

Конкурс проводится региональными властями. Право исполнять обязанности оператора даётся на 10 лет с момента утверждения организации по итогам конкурса.

Так, организация может быть выбрана:

  • для всего региона;
  • для отдельного населённого пункта;
  • для отдельной части населённого пункта.

При выборе региональные власти также будут исходить из способности организации охватить как можно большую местность. Если такой организации в регионе не будет, то обязанности допускается разделить между несколькими компаниями.

После утверждения оператора каждая жилищная организация либо жители сами напрямую должны заключать с ним договоры. Это является обязательным условием, не зависящим от условий проживания в том или ином населённом пункте.

После этого все взаимоотношения между жильцами и оператором будут регулироваться указанным договором. По этой причине необходимо тщательно изучить его. Но в силу характера услуги условия договора будут монопольными. Цена и порядок индексации стоимости услуги устанавливается местными властями, так что беспокоиться за переплаты не стоит.

Определение тарифов и стоимости услуг

Порядок определения стоимости услуг по вывозу ТБО федеральным законодательством не урегулирован. Данное полномочие передано местным властям. Однако на сегодняшний день местные власти также не устанавливают точных тарифов, так как услуга имеет довольно расходный для оператора характер.

Кроме того, федеральное законодательство не запрещает оператору получать прибыль при предоставлении услуги по вывозу ТБО. Таким образом, конечная стоимость будет рассчитана самим оператором.

Но стоит отметить определённые новшества в законодательстве, которые были введены в действие с 2016 года:

  • расчёт общей суммы платежа на одну квартиру или жилой дом осуществляется исходя из количества официально прописанных там лиц;
  • порядок расчёта определяется оператором, но должен быть прозрачным для потребителей;
  • не допускается необоснованное завышение стоимости услуги в целях получения прибыли, помимо установленных местными властями предельных размеров надбавки.

Точный порядок расчёта должен быть отражён в договоре, подписываемым между жильцами и оператором. А также он должен быть в открытом доступе на электронном интернет-ресурсе оператора.

Что включается в итоговую стоимость услуги?

Закон определяет, что общая итоговая сумма платежа должна включать в себя следующее:

  • фактически осуществлённые расходы оператора за определённый период, разделённые на каждого жителя подконтрольных ему домов;
  • надбавка в пределах максимальных значений, устанавливаемых местными властями, образующая прибыль организации.

При недовольстве ценами на данную услугу необходимо обращаться в саму организацию. А в надзорные органы стоит обращаться в случае игнорирования претензии оператором либо явного завышения стоимости услуги.

Важные для потребителей моменты

В целом новый закон кажется весьма сомнительным с точки зрения правомерности установленных в нём норм. Однако закон есть закон, и всё что в нём отражается, автоматически становится правовым.

Но это не единственный недостаток нормативно-правового акта. Так, помимо сомнительных норм, в нём имеется достаточно много пробелов.

Нужно отметить следующие пробелы, которые имеют основное значение для потребителей услуг:

  1. Хотя закон устанавливает обязанность оператора по установке и обслуживанию пунктов сбора отходов, но не определяет статус уже имеющихся пунктов. Так, большинство многоквартирных домов на сегодняшний день уже оборудованы такими пунктами и принадлежат они муниципалитету. Теперь же их принадлежность неясна. Во всяком случае в федеральном законе об этом ничего не говорится. Однако, как позывает практика, в некоторых регионах муниципалитеты обязали жильцов и жилищные организации выкупить эти пункты и предоставить их для обслуживания операторам.
  2. Закон не содержит системы оценивания деятельности оператора. Так, в нём содержатся лишь размытые понятия, такие как «безопасность» и «качественность». А конкретные критерии оценивания по указанным качествам не установлены. Таким образом, это также оставляется на усмотрение местной администрации или же подлежит урегулированию согласно договору с операторами. Но в любом случае система оценок хотя бы на уровне частноправовых отношений должна быть обозначена.
  3. Порядок разрешения споров с операторами также не регламентирован в частном порядке. Потребители могут действовать лишь в общих рамках разрешения гражданско-правовых споров и защиты прав потребителей. Пока что о публичной ответственности операторов не указывается ни в одном законодательном акте. А вот за хранение отходов ответственность установлена довольно давно. Но было бы лучше, если публичная ответственность была и в отношении качества оказываемых потребителям услуг.

Таким образом, новый закон практически полностью перенёс обязанности по вывозу мусора от муниципалитетов на частные лица.

Так что в скором времени стоит ожидать роста стоимости данной услуги, так как частные организации будут предоставлять её не в целях исполнения обязанности перед населением, а в целях получения прибыли.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zhkh/kommunalnye-uslugi/vyvoz-tbo-zhilishhnaya.html

Вывоз мусора: особенности коммунальной услуги

Каждый житель многоквартирного дома должен покрыть расходы по собиранию, удалению и утилизационным мероприятиям с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Плата за вывоз мусора взимается со всех прописанных обитателей квартиры. Тарифы используются для создания и поддержания сборных пунктов для отходов.

Законодательство о вывозе мусора

Новое законодательство (закон №458) регламентирует оказание коммунальных услуг, в том числе и экспорт твердых коммунальных отходов (ТКО).

Оплату за вывоз мусора включают или в общую платежку, или в отдельный расчет, который исполняется согласно действующим договорным обязательствам.

Также закон ответил на вопрос коммунальная или жилищная услуга вывоз отходов. Теперь это коммунальная услуга.

Все выплаты рассчитываются согласно тарифам и стандартам, которые утверждены местными органами власти. Итоговая сумма устанавливается организацией, которая заключает контракт с собственником или нанимателем на вывоз ТБО, коммунальная услуга зависит от количества метража определенного жилого помещения и численности прописанных жителей.

ТКО – это отходы, которые создаются в многоквартирных домах жильцами в процессе жизнедеятельности. Это и изделия, которые утратили свое бытовое значение для конкретного потребителя, и пришедший в негодность товар. Просчитать количество ТКО невозможно при помощи приборов учета, этим и отличается эта коммунальная услуга от других.

В каждом регионе существует своя программа по вывозу коммунальных отходов и выбирается оператор по их утилизированию в определенном порядке. Последний обязан:

  • собирать твердые отходы в ЖКХ согласно действующим стандартам;
  • транспортировать их на свалку;
  • обрабатывать;
  • утилизировать;
  • обезвреживать;
  • заниматься захоронением отходов.

Выбор оператора остается за региональной администрацией, которая проводит для определения конкурсы. Избранный региональный оператор работает в течение десяти лет, а владельцы квартир заключают с ним публичный договор согласно закону и оплачивают сервис исходя из него. Помимо этого управляющая компания также заключает контракт с оператором по транспортировке ТКО.

Тарифы и расчет

Немного о том, сколько стоит подобный сервис. В законе определены тарифы и платежи за экспорт отходов, которые прописываются в договоре на предоставление КУ. Операторам нельзя брать плату сверх установленной в данном регионе местной администрацией. Регулированию подлежат следующие тарифы:

  • обеззараживание;
  • захоронение;
  • действия с твёрдыми бытовыми отходами (сбор и вывоз ТБО, утилизация).

С 2016 года действует новый перечень ЖКУ, а также изменяется порядок расчета, и, значит, оплата за их пользование. Сегодня услуга вывоза мусора – это отдельная графа в перечне КУ для населения.

Несколько слов о том, как рассчитывается плата за вывоз ТБО с человека в многоквартирном доме. Это делается исходя из норм на каждого жителя квартиры, которые определяются региональными контролирующими органами.

Когда подобную услугу предоставляет компания по государственному договору, то соглашение с ней заключать не надо, при перерасчете ничего не меняется.

Если государственный контракт заключался до 2016 года, то он пролонгируется автоматически на указанное в нем время, а отдельная графа в квитанции в этом случае отсутствует.

Все владельцы недвижимости в многоэтажных домах заключают соглашение на оказание услуг по экспорту мусора с региональным оператором, жителей коммуналки это тоже касается.

Также подобный контракт может заключаться и с управляющей компанией, как представительским органом.

Такое решение принимается на общем собрании владельцев квартир по организации вывоза мусора, коммунальной услуги с 2017 года.

Дополнительной обязанностью, которая оговорена в законодательстве, является то, что экспорт ТКО и нормативы расчетов за коммунальный сервис в многоэтажном доме выполняется региональным оператором согласно подписанному контракту. Он заключается как с владельцами недвижимости, так и с УК. На основании этого можно рассчитать и выполнить платежи за поставляемую коммунальную услугу.

Спорные вопросы

Но в последнем законе есть и спорные обстоятельства, к которым можно отнести проблему собственности контейнеров для сбора мусора и площадок. Также под вопросом качество оказываемой услуги, которая реализовывается от места сбора ТКО. Оно должно оснащаться согласно правилам и содержаться в надлежащем состоянии. Отвечают за это УК или владельцы жилья в многоквартирном доме.

Места для сбора не являются владением ни собственников, ни администрации регионов. Поэтому они обязаны быть назначенными частью общедомовой собственности и согласно этому зарегистрированы, чтобы их отдали региональному оператору.

Определение качества услуги по вывозу мусора в законодательстве не предусмотрено, но там прописано, что оператор должен оказывать и качественный, и безопасный сервис. После вступления в действие подобного законодательства владельцы недвижимости приобрели новые коммунальные услуги, а УК теперь отчитывается по-другому.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59dce336a815f198eb6a6e3f/5a7dc8ba9b403c0dc6ec1095